О себе и методике

Главная / КТО Я / О себе и методике

О себе и методике, или
Почему я не стал экстрасенсом.

 

    Практическая психология сегодня далека еще от того, чтобы отнести ее к научной дисциплине, хотя бы по невыполннмости критериев науки К.Поппера. Скорее, она является неким искусством в руках профессионала-практика. Считаю, что в психологии личность консультанта играет не меньшую роль, чем предлагаемые им технологии.   Поэтому я просто обязан рассказать о себе подробнее обычного, чтобы у читателя сложилась полная картина о моем методе. За все долгие годы работы в этой сфере накопился огромный опыт...

  Так или иначе, мои технологии связаны с понятием Успех, к показателям которого я отношу крепкое здоровье, счастливую семью, работу по душе и финансовое благополучие. Но вот что происходит - при прочих равных возможностях и приложении сил один добивается успеха во всем, а другой терпит неудачу за неудачей, за что бы ни брался. Чего же не хватает, в чем кроются ошибки человека, которому, невзирая на его усилия, навешивают обидный ярлык неудачника? Перед таким человеком возникают вопросы, на которые он начинает повсеместно искать ответы. В чем кроется секрет успеха? Как определить тот единственный свой путь, который приблизит к заветной цели? И как работать над собой и своим характером, чтобы поправить свои дела? Это далеко не полный круг вопросов, на которые мы вместе с читателем будем искать ответы, так как в одиночку непросто разобраться в своей проблеме или разрешить сложную конфликтную ситуацию. 
Откровение всегда подразумевает негласный диалог со своим внутренним голосом-цензором, который в дальнейшем повествовании будет как бы вещать из подстрочника.
  А теперь, после краткой преамбулы немного о себе.

Так сложились обстоятельства, что психологией я стал заниматься благодаря случаю, который свел меня с гипнозом. Еще в школьные годы я увлекся психологией, читая различную литературу. В частности, мне досталась старинная книга о гипнозе, оставшаяся, как выяснилось позже, от моего деда, работавшего на железной дороге простым рабочим которого я никогда не видел (о нем мне позже рассказывала мама). У него было необычное хобби, он "заговаривал болезни" и его специализацией, если так можно выразиться, были случаи, когда человек заболевал от испуга или внезапного стресса. Слава о его способностях распространялась быстро, и за исцелением к нему съезжался народ со всей округи
  Мои родственники были уверены, что я пойду учиться на врача, к этому подталкивала и профессия отца, работавшего ветеринаром. Но когда наступила пора выбирать профессию, мое стремление к ясности и четкости во всем превысило увлечение, и я пошел учиться на инженера. Но увлечению практической психологией я не изменял и продолжал заниматься ею в свободное от учебы в вузе время.

  •  И все-таки… Если бы я стал врачом, то вряд ли мой жизненный путь был бы столь плодотворным и значимым.

Учился я в уральской столице – Екатеринбурге, тогдашнем Свердловске, где быстро познакомился с врачами-гипнологами (о профессии психотерапевта тогда еще не слыхали), у которых существовало свое неформальное общество. Это были незабываемые своеобразные "Павловские среды", на которых обсуждались не только вопросы психотерапии и психологии, но и различные философские темы. Во мне они увидели пытливого молодого человека, способного выработать систему из их разрозненных наблюдений и эмпирических наработок. Под их руководством я осваивал практическую психологию, как говорится, "с колес". Уже через некоторое время я настолько овладел многими психотехниками, что меня пригласили в общество "Знание" для чтения публичных лекций по гипнозу (см. афишу), сделав для меня исключение, поскольку такое разрешалось только врачам.

  • Скольких нервов и крови было мне тогда попорчено нападками со стороны злопыхателей и завистников. Успех был очевиден, я как-то подсчитал – оказалось, что, побывав во многих городах страны, я провел более тысячи публичных выступлений по гипнозу и самогипнозу с демонстрацией их возможностей.

На меня обратили внимание СМИ, обо мне стали писать в газетах и журналах, снимать репортажи и документальные фильмы. Во времена перестройки, когда полным ходом расцветала мистика и парапсихология, руководство Госконцерта неожиданно предложило мне жанр экстрасенса-эстрадника с организацией соответствующих гастролей по стране, предрекая мне небывалую славу. Не буду здесь занимать время читателя относительно этого момента в моей жизни – отошлю к отдельной статье.

  • Какой же стоял тогда передо мной огромный соблазн! Можно было стать загадочной личностью, популярным экстрасенсом, как, например, знаменитый Вольф Мессинг!..

Раскрою лишь один из секретов о возможностях гипноза (неважно какого он вида – классический по И.Павлову или НЛП  по М.Эриксону). Увы, его эффективность не столь высока, как об этом пишут. Его "чудеса", в основном, ограничены суггестивными свойствами личности человека, на которого направлено внушающее воздействие.

Поскольку я твердо решил стать профессиональным психологом, то такой случай не заставил себя долго ждать. Меня пригласили на оборонное предприятие в качестве заводского психолога для создания психологической службы. Кстати, эта служба стала одной из первых в стране: кто только ни приезжал к нам в поисках передового опыта – это были как рядовые психологи, так и представители различных НИИ.    Мне пришлось поступить в университет для получения соответствующего образования. А поскольку в те годы в стране диплом психолога получить можно было только в трех столичных вузах, причем, только очно, то ничего не оставалось, как поступить в местный университет (УрГУ им. А.М. Горького) и получить физиологическое образование.

  • Об этом я совершенно не жалею, более того, знания устройства организма человека (а это совершенно точные и ясные знания) реализовали мое неистребимое желание во всем стремиться к системному подходу.

Напомню, что мое первое образование техническое (электроавтоматика), оно пригодилось мне в бизнес-консалтинге и коучинге, чтобы четко обозначить проблему и выработать не менее обоснованные рекомендации и план действий. Ведь не зря же говорят, что правильно поставленная задача - это залог её успешного решения.
   Так началась складываться моя профессиональная деятельность. В дальнейшем я расширял свое образование у известных педагогов и практиков, систематически проходя различные стажировки и специализации по прикладной психологии, психотерапии и психиатрии, включая диплом психолога  (см. мое резюме).

 

Все, что заложено в проекте под названием "Психологическая коучинг-мастерская Ивана Карнауха", выдержало многолетнюю проверку личным научно-практическим опытом с 1976 года и основано именно на нем. Опыт и материал, приобретенные мной из различных направлений психологии, невозможно переоценить. Я постарался собрать на этом сайте воедино все самое полезное, что почерпнул за все годы своей работы.

Несомненно, что бесценным для понимания психики человека и профессионального становления был для меня период работы заводским психологом, особенно проведение сеансов аутогенной тренировки с работниками предприятия.

  • Аутотренинг в те времена был очень популярен среди населения. На мои открытые публичные лекции собирались целые залы…

Для себя этот период я условно называю не иначе как "от гипноза к самогипнозу". Аутотренинг – это искусство управления собой. Считаю, что, только научившись управлять собой, можно переходить к школе управления другими. Отчасти на этом базисе выстраивалась впоследствии моя методика развития управленческой компетентности. Многое из того, что используется мною сегодня в бизнес-консалтинге, произрастает из опыта индивидуального консультирования заводских управленцев и проведения с ними групп социально-психологических видео-тренингов ( в те годы  - большая редкость). Глубокому пониманию устройства человеческой личности научила меня психотерапевтическая практика в качестве поликлинического ко-терапевта при проведении сеансов групповой патогенетической психотерапии.

  • Ах, как мне тогда хотелось стать врачом-психотерапевтом! В последствии я понял, что осуществись мое желание, то я бы никогда не смог разобраться в том, как устроена личность здоровых людей, которые желают достичь большего. Специальность врача откладывает отпечаток на мышлении, когда рассуждения строятся от  патологии к норме. Это привело бы меня к существенным искажениям в своих исследованиях. Но практика психотерапии неврозов, особенно с использованием групповой психодинамики, позволила мне боле четко оформить свою тренинговую концепцию.

Не стану перечислять всех направлений, которыми занимался и которым сегодня я обязан своими профессиональными возможностями и успехом. Добавлю, что наиболее важные выводы исследований были отражены в ряде книг, посвященных практической психологии. Многие из них, по признанию читателей, стали бестселлерами в своей области, и всю информацию о них Вы найдете на страницах этого сайта.

 С какими целями или проблемами обращаются обычно ко мне  в скайп-консультацию:

 - Это может быть поиск той профессии, которая является по-настоящему вашим призванием. Но, порой, одной профориентации недостаточно, не менее важно правильно осуществить поиск работы, умение грамотно составить резюме, а затем успешно провести самопрезентацию при собеседовании.
- Это может быть желание разобраться в себе и узнать, почему вас называют конфликтным человеком, или наоборот – слишком мягким, идущим у всех на поводу. А кто-то, может быть, решил раз и навсегда избавиться от своей лени и несобранности, начать добиваться результатов или решил заняться карьерой на своем предприятии. 
- Также это могут быть сугубо личные проблемы (неврозы, проблемы общения и др.) или семейные проблемы (конфликты с супругом, родителями или с детьми).
- У тех, кто занимается бизнесом, задачи иные: как повысить свою управленческую и предпринимательскую компетентность, как сформировать эффективную команду, заинтересованную в развитии бизнеса и др., проблемы PR и GR.
- Политикам интересны вопросы создания своего общественного имиджа и ведения выборной кампании.

(во всех случайях возможны как индивидуальные сессии, так и групповые в виде дистанционных тренингов - "Т-группы on-line")

  Я не открою америки, если скажу, что мировой кризис изменил современный мир и будет менять его дальше. Людской потенциал неотъемлемая часть этого мира, который начал формировать людей нового поколения, умеющих противостоять не только проблемам сегодняшним, но и предвосхищать будущие. Человека нового типа я называю  универсальным менеджером, потому, что, несмотря на все коллизии, он всегда остается полновластным хозяином своей судьбы. Такой человек легко  управляет собой, а если понадобится то и коллективом (научился управлять одним, то справишься и с другими). Более того, всех, кто находится в его окружении, он воодушевляет своим примером и вселяет уверенность в собственные силы.  

   Вернемся к слагаемым успеха. С годами у меня сформировались четкие предпочтения, которые вылились в высокоэффективные методики и техники работы как со здоровыми людьми (профориентация, бизнес, политика), так и с теми, кто оказался в трудных жизненных ситуациях (невротические расстройства). По моим представлениям успех не покидает того, кто не останавливается в своем развитии. А развивается только тот, кто тренирует рефлекс цели!" Что скрывается за этим понятием, Вы узнаете, погрузившись в изучение материалов сайта. Здесь же поясню, что рефлекс цели выражается в колоссальной концентрации внимания, в умении длительно удерживать цель "на мушке", ни на что не отвлекаясь.

  • Если честно, то это звучит как-то по-спортивному. А что поделать, когда это так и есть на самом деле – без упорства и ежедневного труда ничего не достичь.

  Проанализировав свой опыт и сопоставив его с наблюдениями, я пришел к твердому выводу, что наиболее успешным является тот человек, у которого данный рефлекс хорошо развит. Этот постулат распространяется на любую сферу жизнедеятельности человека - как на работе, так и дома. У кого-то это качество является врожденным, а кому-то приходится формировать его в течение всей жизни.

  • Конечно, такой вывод очень обиден для лодырей… Но все-таки лучше познать эту правду как можно раньше, чтобы своевременно научиться применять рефлекс цели, систематически развивая его «маркшрейдерскую» функцию.

Понятно, что прежде чем приступить к реализации любых предлагаемых планов личностного развития, следует заняться тренировкой рефлекса цели, иначе при слабом целеустремлении занятия превращается в бесплодные хождения по кругу, с возвращением к исходному состоянию.

  • Однако, это смелое заявление, на которое вполне могут обидеться многие коллеги. Но я отдаю себе в этом отчет, так как это факт, а не предположение.

   Существует еще одна формула успешности человека, которая определяется суммой зарабатываемых им денег, являющихся квинтэссенцией его жизненной энергии. В свою очередь эта энергия измеряется развитостью рефлекса цели – умением ставить цели и добиваться результата. Может быть, для кого-то эта формула покажется неприемлемой, особенно для людей гуманитарного склада, но для многих россиян сегодня это вопрос не сколько успешности, сколько выживания. Для школьников и студентов она выражается в их успеваемости по предметам, что напрямую отразится на их будущем успехе в целом.

 

   Вопрос устройства человеческой психики, или из каких кирпичиков складывается личность,  волнует любого психолога. Для него это своеобразный  философский камень, на поиски которого он не жалеет своих сил и времени.

  • В течение всей своей профессиональной деятельности я также пытался найти ответы на эти вопросы. Но беда в том, что «психология – не наука» – это убеждение не только мое, но и многих других психологов.

Не секрет, что психология сегодня еще далека от того, чтобы полностью соответствовать всем определениям научной дисциплины. Как известно, любая наука начинается с систематизации, благодаря которой становится возможным высоко вероятностный научный прогноз. К сожалению, в психологии пока еще не создан системный подход к человеку, одних только теорий личности великое множество, в то время как человек один. А пока что работу практического психолога больше сравнивают с искусством, чем с наукой. 
   Вне зависимости от того, какие человек ставит перед собой цели и какие решает задачи, в случае неудачи, он неизбежно приходит к выводу, что корни многих проблем кроются в его личности. Моей же задачей во всех этих случаях является помощь в поиске первопричин этих сбоев и разработка плана по их устранению. Найти эти первопричины непросто. Для этого необходимы четкие критерии оценки личности: "нет критериев - нет и методики!" – говорят исследователи.

Типология Юнга – это не просто еще одна хорошо работающая концепция. Это, пожалуй, сегодня единственная теория, которая может предложить глубоко проработанный подход к личности с обоснованием критериев её оценки и прогнозов поведения. Скажу по сути: мне удалось увидеть в концепции психологических типов Юнга ключик к созданию эффективной методики личностно-профессионального развития. 
     Хочу сделать здесь существенную типологическую оговорку для адептов соционики - отечественного варианта развития теории Юнга. Сами по себе формальные знания психотипа еще ничего не значат, необходимо понимать,  что с ними делать, ибо в нашей профессии одной типологией не обойтись, потребуется еще профессиональные психологические знания и опыт консультирования в целом.  Каким бы ни был стройным и красивым "математический аппарат" соционики, невозможно разложить человека по полочкам. Наше развитие во многом определяется не только психотипом, но и образованием, воспитанием, общественными стереотипами и др., а также внушением извне и самовнушением.

  

  «Коучинг» происходит от английского «сoaching» - «тренировка», «содействие», он предназначен для расширения возможностей людей, ставящих перед собой задачи профессионального и личностного роста.  Теория коучинга базируется на самых эффективных практиках личностного развития, взятых из разных областей человековедения (психотерапия, философия, тренерство, менеджмент, восточные учения, наставничество и др.) Его техника проявляется в оказании содействия человеку в поиске оптимального решения проблемной задачи. По определенной технологии я вместе с клиентом выстраиваю конкретный план достижения всесторонне обдуманной цели, которая должны быть ему по плечу (правильная постановка задачи, рассмотрение ресурсов и др.)
  В своей профессиональной деятельности я опираюсь на типологический коучинг. Что это такое, рассмотрим на типичном примере обращения за коучингом.
 

По Интернету (видео-скайп) ко мне обратился немолодой уже человек, с запросом: 
   "Мне 40 лет, а я еще ничего существенного в жизни не добился. Пытался заниматься многими направлениями, но безуспешно. Да и в семье не совсем все в порядке… Нежели я неудачник? Как стать успешным человеком, как разорвать тот круг, из которого я не могу выбраться...?"
Обычно я отвечаю так: 
   "Первое, с чего мы начнем – определим ваш психотип личности. Он будет оформлен в виде "Личностно-делового паспорта" (на 30 стр.). Психотип - это не диагноз, это роза ветров, он понадобится в качестве отправной точки в наших совместных поисках выхода из тупика. Подчеркну – совместных, так как самой ценной информацией считается ваше мнение и ваши собственные выводы. Знание психотипа позволит нам создать ту самую "печку, от которой можно будет танцевать". Он поможет выявить ваше "самое слабое звено", которое всегда рвалось в общей цепи вашей личности, как только вы попадали в жизненные перипетии.
   После этого приступим к составлению конкретного "Индивидуального плана личностно-делового развития" с указанием необходимых мероприятий и сроков их выполнения. Этого будет вполне достаточно, чтобы вы получили стимул для дальнейшей самостоятельной работы по разрешению той проблемы, с которой вы пришли. Продолжительность коуч-сессии  чуть больше часа".

 В качестве домашнего задания я предлагаю клиенту составить портрет реального человека из его знакомых, который мог бы стать предметом подражания. В нем надо будет выделить те качества, которые необходимо копировать, Личность этого человека послужит некой моделью сознательного копирования его эффективных поведенческих механизмов. Это я называю типологическим имаготренингом (от слова имаго - образ).
Примечание: Типология позволяет без особого труда выяснить психотип того человека, знание которого вам необходимо. Делается это дистанционно совместно с заказчиком, который должен хорошо знать исследуемого человека. 

Итак, мои консультации (коучинг) складываются из трех этапов:
1. Определение психотипа с выдачей "Личностно-делового паспорта".
2. Правильная постановка проблемы (задачи).
3. Обсуждение проблемы и составление плана действий по ее разрешению ("План личностного или профессионального развития").                                 


Твой "Личностно-деловой паспорт".

 Несколько слов о важном. 
"Личностно-деловой паспорт" (ЛДП) - это полное описание вашей личности на 30-ти страничках. Кстати, данный материал, действительно заслуживает такого названия, поскольку его можно использовать на протяжении всей своей жизни, в нем всегда найдутся ответы на любые появившиеся проблемы.
   Знание психотипа личности позволяет выявить  не только сильные качества человека, но найти, как я уже писал выше, его "самое слабое звено". Именно в этом месте происходит ежедневная "утечка" внутренней энергии, которая столь необходима для развития новых качеств и навыков. Каждому из нас отпущен природой свой постоянный запас этой энергии (Г.Селье) из чего следует, что для новых достижений портебуется дополнительная энергия. Как известно, из ничего и получается ничего. Где же эту энергию взять? Оказывается, что одна только ее экономия из уже имеющихся запасов, позволяет значительно повысить производительность своего труда.
    Что же это за "дыры" такие в нашем организме через которые теряется энергия? У одних она транжирится на эмоциональные переживания, у других – на бесплодные фантазии и мечтания, у третьих такой "дырой" является их извечная нерешительность, лень и разбросанность в делах и так далее. В каждом ЛДП будут даны персонифицированные рекомендации, над чем следует работать в первую очередь (см. "Психотренажер").

 "Типологический имаготренинг как средство".

   После обнаружения мест утечки жизненной энергии, ничего не остается, как научиться беречь её и не тратить на пустяки. Помогут в этом специальные упражнения, например: эмоциональная чистка организма, техника оптимизации решений (3-D), «коробочка тайм-менеджмента» и пр. Кому-то потребуется освоить эмоциональный интеллект. А вот если он у вас развит от рождения, то его излишки совершенно ни к чему, более того – вредны. Вам, наоборот, будет важно развивать в себе жесткость, т.е. ассертивность (умение твердо и спокойно говорить «нет»). И так далее – каждому свое. Весь секрет в том, чтобы найти это «свое» и использовать максимально эффективно. 
    Подчеркну, что сегодня без системного подхода в огромном перечне современных психотехник непосвященному человеку можно легко заблудиться.  Те, кто уже пробовал заниматься самостоятельно какими либо методиками отлично знают, что главной проблемой является систематичность в занятиях. Как правило, усилий хватает на несколько дней или недель, после чего все откладывается до лучших времен. В этих случаях необходим посторонний человек, который бы подталкивал к занятиям, заставлял не забывать и т.д. Хорошо, если  у вас есть личный коуч, но это и дорого, и не у всех имеется такая возможность. В своей практике мне удалось разрешить эту проблему клиента с помощью типологического имаготренинга и прицельного аутотренинга  (аффирмаций), выполняющих роль внешнего тренера, который включает в в своих подопечных самый мощный стимул к развитию - самомотивацию.

  • Без ложной скромности скажу, что это и есть мое главное практическое открытие!

Имаготренинг означает подражание образу. Удержание в поле своего внимание такого образа является лучшим способом для самотренировок, поскольку можно легко считывать информацию с человека, необходимые качества которого хотелось бы приобрести. Надо признаться, что ничего особенного я не открыл, имаготерапия известна давно. В отличие от  традиционного похода, где предлагалось подражать героям, взятым из книг или кино, я предложил за основу взять живой и конкретный образ знакомого вам человека определенного психотипа. Вся суть в том, чтобы четко понимать, кому и в чем следует подражать и, главное, как. Такой человек должен быть рядом, чтобы его присутствие ежедневно подстегивало к саморазвитию.

Человек, решивший серьезно изменить свою жизнь к лучшему, должен не забывать, что:
- Наш фундамент личности ("реальныйЯ-образ") складывается годами, исходя из целого ряда слагаемых (память, сила воли, самовоспитание и т.д.), поэтому он весьма консервативен к скорым изменениям. Так что в своих тренировках необходимо запастись терпением и упорством;
- Наш "идеальныйЯ-образ", к которому каждый человек стремится в своем личностном развитии, не должен превратится в несбыточную мечту. Цели следует выбирать достижимые ("цель на цыпочках"). Человек, потерявший самого себя ("реальныйЯ-образ"), превращается в фантазера и неудачника.

 

      Хочу пояснить название своего обращения к читателю - "Почему я не стал экстрасенсом?" Потому, что принято думать, что экстрасенсы это маги и волшебники и они владеют уникальными знаниями. Никаким экстрасенсом себя не считал и не считаю (хоть друзья и  утверждают обратное), про особые знания ничего не скажу, а вот то, что занятия гипнозом и самогипнозом научили меня понимать человека без слов, а впоследствии - безошибочно разбираться в типологии личности – это факт. Благодаря этим навыкам, я научился определять в психике человека то, что мешает ему стать успешным. И, наконец, я нашел способы оказания существенной помощи людям в том, чтобы их жизнь наполнилась счастливыми моментами. И потому мне будет приятнее другое мнение, когда читатель скажет: "Скорее всего, автор разбирается неплохо в людях и реально знает, как им помочь. Он ничего не придумывает. Он реалист!". 
    Если мне удалось убедить читателя в этом, то такое определение и признание моего труда будет гораздо приятнее. Для меня приятен отзыв коллеги - ректора московского Универститета практической психологии, профессора, д.п.н. Николая Ивановича Козлова : "Карнаух Иван один из первых практических психологов в стране, выработал собственную школу психологического консультирования, изложенную в книге "Практическая психология управления (типология на работе и дома)".
 В заключение приведу слова А. Твардовского, который точно отразил суть моего подхода в практической психологии. Поэт на склоне лет пришел к выводу, как надо правильно жить. Он пишет:

Что делать, чтобы жить с умом?
Познать свою планиду :
Найти себя в себе самом.
И не терять из виду.

   Я трактую эти строки так:
Первое:  Познать свою планиду: Под этим я понимаю: "Узнай свой психотип и выбери профессию по душе, а супруга по совместимости. Именно эти два выбора являются главными в жизни.
Второе:  Найти себя в себе самом: Моя мысль такая: " Изучи свой психотип, особенно его минусы. И выбери из них свое  самое слабое звено, из-за которого обычно запускаются все твои несчастья и беды!".
Третье:  И не терять из виду: Мой вывод: " Помни, о своих реальных возможностях. Хочешь стать успешнее, чем был? Тогда займись собой и не прекращай тренировать рефлекс цели, ибо без него твои планы остаются мечтами.


                                          
     С уважением, Карнаух Иван.