ЛИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
- Психокоррекция неврозов
- Любовь: 16 дорог (моя рассылка)
- Типоведение.Теория и практика
- Рефлекс цели. Тренировка
- Коучинг. Направления работ
- Отношения в семье
- Коучинг, вебинары
ПРОФЕССИЯ и КАРЬЕРА
- Профориентация и развитие он-лайн. "Т-группы"
- Получить "Личностно-деловой паспорт"
- Тест на профориентацию
- Профориентация ребенка
- Как успешно пройти собеседование
- Проф-карты психотипов
- Популярные профессии и психотип
- Весь набор резюме рекомендаций (скачать).
- Получи нашу рекомендацию
- Как провести собеседование с кандидатами
- Найди себя!
- Фото представителей психотипов
БИЗНЕС-ПСИХОЛОГИЯ
- VIP-имидж политика, бизнесмена
- Консалтинг
- Школа управления
- "КАДРЫ-911" - персонал по SKYPE
- Консалтинг,тренинги, вебинары.







Система Orphus

Рефлекс цели. Тренировка


Главная / УСЛУГИ / ЛИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / Рефлекс цели. Тренировка /

 Рефлекс цели.

   Природа наделила все живые организмы инстинктом выживания, человеку она дала еще и другой инстинкт, который ставит нас в совершенно особое положение. Наш организм запрограммирован природой на достижение цели. Мы выбиваемся из последних сил для того, чтобы чего-то достичь, и глубоко несчастны, когда по каким-то причинам теряем цель. В эти тяжелые для каждого времена жизнь кажется бесполезной или, как мы говорим, бесцельной. Биология человека устроена так, чтобы он находился в движении к цели и преодолевал препятствия. «Рефлекс цели» - так сформулировал это наше свойство русский физиолог И. П. Павлов. Этот рефлекс, двигательный инстинкт, толкает любое живое существо на активные действия. «Рефлекс цели, - говорил Павлов, - имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас». Данный рефлекс означает способность к целеполаганию, с последующим целеустремлением к результату. Этот механизм аналогичен автоматической системе наведения на цель, используемой в теории управления полетами ракет.

      В Институте физиологии им. Павлова петербургские ученые сделали уникальное открытие. В течение 20-ти лет они занимались изучением рефлекса цели. Исследования проводились с детьми от 1,5 до 2-х лет. По мнению физиологов, стремление добиваться цели изначально заложено в каждом человеке  на генетическом уровне. Оказалось, что примерно 25 процентов детей с рождения обладают столь необходимым в жизни качеством, как целеустремленность, 50 процентов можно отнести к промежуточному типу и оставшиеся  25 процентов природа такими качествами не наделила. Эти опыты с детьми полностью совпали с аналогичными показателями во взрослом мире, где 20-25% людей относятся к лидерской элите, около 50-55% к квалифицированным исполнителям и 20-25% к аутсайдерам.

   Психологи определяют целеустремленность как действие, направленное на достижение осознанного образа предвосхищаемого результата. Суть рефлекса цели не только в том, чтобы уметь ставить перед собой цели, а в том, чтобы уметь удерживать их в поле своего внимания и непрерывно продвигаться к конечному результату. В одной из телепрограмм «Дежурный по стране» Михаил Жванецкий,  отвечая на вопросы, сказал  о том, как надо стремиться к цели. «Вы должны, - говорил он, - глазами держать перед собой цель, не терять ее из виду ни на секунду, а руки сами будут работать. Главное смотрите на нее!».
  В нас встроен механизм достижения цели, но цели не любой. Природа мудра, она предохраняет нас в большинстве случаев от завышенных целей. Мы выбираем те цели, которые нам по силам! Каждый стремится к своей вершине. Если мы желаем поднять планку своих устремлений, то рефлекс цели необходимо тренировать.

Тренировка  рефлекса цели.

Тренировать рефлекс цели следует методом постепенных приближений, в два этапа.

1. Подготовительный этап.

В семидесятые годы были популярны труды отечественных учёных-исследователей В.Аршавского и В.Ротенберга, являющихся авторами концепции "поисковой активности". Они пришли к следующему выводу: чтобы не заболеть неврозом, т.е. сохранить свое психическое здоровье, следует придерживаться активной жизненной позиции - соблюдать принцип поисковой активности, то есть даже в самой безвыходной ситуации продолжать искать выход.

На подготовительном этапе воспитания в себе рефлекса цели, необходимо отчетливо осознать влияние механизма поисковой активности на здоровье. Это касается, в первую очередь, тех, кто не имеет развитого рефлекса цели (это психотипы с функциями этики (F) и воспринимающие (Р).

Для начала надо задаться вопросом, не «Как стать успешным?», а «Как быть психически здоровым?» При слове "успех" мы думаем о реализации поставленной цели, о конкретных достижениях. А если не получится?  А что как второй раз не получится?  В жизни столько неизвестностей. Поэтому вернее будет позиция, которая призывает человека не к достижению "во что бы то ни стало", а к вариативности цели ("не догоню, хоть согреюсь"). Поэтому лучше задачу поставить по-иному. Нужны не постоянные рекорды-достижения, а необходимо сначала воспитать в себе, а затем поддерживать в боеготовности механизм неустанной поисковой активности. Важен любой результат, и не обязательно с 100%-ой гарантией. Поначалу такой опыт будет ценнее, чем результат.

Самое главное на этом этапе - научиться поддерживать источник полнокровной жизни, огонь в очаге своих мотивов - механизм поисковой активности. Непрерывный поиск оптимальных решений поддерживает в "боевом" состоянии психофизиологический аппарат активной жизни человека, т.е. является базисом нашего психического и физического здоровья.

Успех все привыкли определять обязательным достижением цели как таковой. А ведь для организма реализация цели всего лишь означает, что он остается "на плаву" и двигается дальше. Вспомните слова из песни Юрия Лозы: Плот мой не так уж и плох!

В коучинге есть такой закон, что правильно сформулированная цель - половина успеха. Выполнить эту, казалось бы, легкую задачу не так-то и просто. Дело в том, что процесс постановки цели непрерывно связан с прогнозированием возможного достижения результата. Неосознанно мы выбираем задачи, которые нам по плечу, иначе могут произойти как физические, так и психические сбои в организме. Мозг мгновенно просчитывает жизнь человека дальше целеполагания, пытаясь дать свой прогноз. Мы инстинктивно понимаем, насколько данная цель нам по силам и возможностям. Работу мозга можно сравнить в этот момент с работой мощного компьютера: ясно, что с такой задачей может справиться только "хорошо устроенный мозг". Человек, витающий в облаках, постоянно отвлекающийся, чрезмерно эмоциональный, несобранный и т.п., а тем более, невротизированный, безусловно, не готов к эффективной деятельности. Вспомним фразу О. Генри: "Из тех, кто страдает избытком чувствительности, настоящие деловые люди не получаются". Чаще всего у невротиков в цепочку рассуждений по принятию решений вкрадывается так называемая "обученная беспомощность".

Такая беспомощность в человеке появляется не сразу, а складывается на протяжении достаточного количества лет, прожитых бесцельно и бессмысленно. Что делать, чтобы такого не случилось? Оказывается, что "поломки в психике" начинаются с потери самоуважения, когда пропадает позитивная самооценка. Исправная работа механизма поисковой активности, поддерживается адекватным "Я-образом", он в порядке - ты в порядке, и все о-кей! Жизнь прекрасна! Но этот образ складывается постепенно и он очень устойчив, его нельзя сменить в одночасье. Вот почему родителям важно не упустить в детстве того момента, когда он только-только зарождается в ребенке.  Не торопитесь помогать ему, когда он говорит «Я сам!», пытаясь самостоятельно завязать шнурки. Не мешайте ему, именно в такие моменты развивается рефлекс цели.

Ни в коем случае не стоит утверждаться в мысли, что главное не результат, а участие. Этот принцип помогает реально жить, а не бороться за жизнь, просыпаться утром с мыслью, что каждый день как подвиг, ведь при таком подходе нет места отчаянию, человек продолжает полноценно жить. Только на таком благоприятном фоне возможно приступать к тренировкам рефлекса цели.

2. Основной этап.

После того, как будет усвоен принцип непрерывной поисковой активности (на поведенческом уровне), когда сформируется устойчивый динамический стереотип, можно вплотную заняться трансформированием его в рефлекс цели. В отличие от поисковой активности, где не так важен результат, рефлекс цели подразумевает обязательное достижение конкретных целей. Цель без результата - не цель. В лучшем случае – мечта.

Человек, действующий на основе рефлекса цели, похож на профессионального спортсмена. Спортивную форму необходимо поддерживать физическими тренировками в спортзале. Для успешного менеджера тренировочной средой является его профессиональная деятельность, где он нацелен на получение результатов. Для того и другого остановки в систематических тренировках приводят к поражениям.

У каждого человека свой жизненный путь. Огромную роль в его выборе играет биологический организм, который инстинктивно ставит задачи, исходя из своих психофизиологических возможностей. Прекрасно сказал по этому поводу великий психотерапевт Карл Роджерс: "Хорошая жизнь – это движение по пути, выбранному человеческим организмом".

Своими психическими вмешательствами, например, при горящем желании срочно стать успешным, мы можем "перенапрячь" свой организм и тем самым испортить тонкий механизм жизненной саморегуляции. Это, конечно, может привести к временному успеху, но платой тому будет невротическое расстройство личности. Вот почему важно тренировать рефлекс цели методом постепенных приближений. Нужно время, чтобы успевали закрепиться новые нарождающиеся психологические механизмы. Если рассматривать этот процесс глубже, то следует помнить, что у каждого человека имеется свой запас жизненной энергии – АЭ, который не бесконечен и имеет постоянный показатель.

Можно сказать, что в ходе тренировок рефлекса цели у человека добавляется не количество энергии, а повышается эффективность использования имеющейся АЭ. То есть, происходит это не за счет количественных приращений, а за счет качественных изменений. Кто-то скажет, а какая разница, что там внутри меня происходит, основным для меня является конечный результат. Стоит повторить, что этого результата может и не быть, если не понимать одного важного момента, что цели должны выбираться по силам, а не по желанию-хотению. Не зря в Библии сказано "Да воздастся каждому по силам его!". И тогда результат не замедлит сказаться. А результат при таком подходе будет обязательно, поскольку все цели будут реальными. Добавим, что для поддержания "спортивной формы", цели надо чуть-чуть завышать, выбирая цель "на цыпочках", делая, таким образом, вызов самому себе.

Итак, рефлекс цели развивается тренировками под руководством тренера (коуча). И его тренинг-воспитание успешности ничем не отличатся от подготовки спортсмена, желающего стать чемпионом. Потребуются месяцы и месяцы упорных тренировок.

Как мы уже писали, с точки зрения типологии, рефлекс цели более всего присущ психотипам, имеющим в своей формуле буквенное сочетание – (TJ). Например, эмоциональные этики (F) должны развивать в себе недостающие качества расчетливого логика (T), а невнимательные воспринимающие (Р) – учиться целеустремленности и планированию решающих (J). В случае, когда же интуиция (N) является настолько яркой, что превращает человека в абстрактного мечтателя и неуемного фантазера, то ему следует «приземлить» свои устремления, занявшись тренировкой сенсорики (S).

Рефлекс цели врожденное качество, он  имеется у тех, у кого есть изначально достачное количество адаптационной энергии (АЭ).  Ибо достижение цели требует от человека непрерывной поисковой активности. Вы никогда не задумывались о причине лентяйства?

У лодырей просто не хватает АЭ, вот почему они лодыри, а не потому, что не хотят! Но о таких часто говорят, что стоит им захотеть, они могут  горы свернуть. Верно, их энергии хватает всего-лишь на одноразовые вспышки. Они вынуждены постоянно экономить свою энергию. И взрослые вынуждены для таких детей придумывать воспитательные меры, чтобы те научились «самостоятельности», внушая им, что это же здорово – добиться успеха и испытать гордость, чувство удовлетворения и т.п. Но, увы! А где же взять на эти достижения энергию?

Ответ: только за счет борьбы со своими внутренними провокациями, забирающими  на себя полезную энергию. Этим самым вы получите дополнительный источник полезной энергии, и таким образом, происходит развитие рефлекса цели за счет преобразования имеющегося количества в новое качество.

Непосредственные советы и упражнения по тренировке рефлекса цели вы найдете в «Типологическом корректоре личности».

Если говорить о менеджерах-управленцах, то рефлекс цели помогает им научиться организовывать себя, а научившись управлять собой, они могут смело переходить к управлению другими, именно на этом качестве строится управленческий авторитет. Исполнители подчиняются охотно только тем, кому могут позавидовать в самоорганизованности.  Да и без этого рефлекса руководитель не справится с функцией контроля, ибо управление означает «организацию плюс контроль» (см. главу «Развитие управленческой компетентности»). Сейчас же предложим вам специальное упражнение для развития рефлекса цели.

ТРЕНИРОВКА ДИСЦИПЛИНЫ МЫШЛЕНИЯ.

Особую роль в рефлексе цели играет воспитание и самовоспитание, ибо данный рефлекс является не только безусловным, но и условным, то есть тренируемым.

Собаке нужно повторить 23 раза, чтобы выработать  у нее новый рефлекс. Человеку не обязательно делать реальные действия, ему достаточно их представлять. Это вызывает в коре головного мозга те же самые процессы, что и в реальности. Для усиления эффекта идеомоторики, нужно все свои мысленные представления подкрепить движениями руки, записывая планы авторучкой на бумаге. Более того, при письме скорость виртуальных движений-действий гораздо ниже, чем скорость мысли (при полном отсутствии движения). Темп письма более близок к темпу физических реальных действий, вот почему в этом случае человек «прокручивает» в голове более реальный план-путь продвижения к цели. Этим самым, «писание» рукой на бумаге приучает мозг к «дисциплине мышления», когда в процесс целеполагания не встраиваются помехи (несбыточные мечты!).

Предлагаем развивать у себя  дисциплину мышления (коучинг-мышление).  Приучать себя к такому стилю «думания» надо с освоения техники «Трехэтапной кристаллизации  решений».

Перефразировав известное выражение, можно сказать, что воздушные замки - это мечты в уме, но мечты, излагаемые на бумаге, превращаются в планы.

Прежде чем приступать к решению пробы, ознакомьтесь с перечнем типовых ошибок в целеполагании и постарайтесь их избежать (см. в таблице).

Ошибки целеполагания

Описание ошибочного поведения

 

 

1

 

Недостаточно развитая

дисциплина мышления

 -  Хаотичность в рассуждениях, постоянное перескакивание с одних обстоятельств на другие;

 -  Зацикленность на деталях;

 -  Блуждание в собственных ассоциациях;

 -  Попытки выхода из проблемы при недостаточно ясном понимании ее сути.

2

Анализ одного (очевидного для вас) варианта действия

  - Неумение представить большее число вариантов

3

Недостаточное внимание к второстепенным деталям

 - Из-за недостатка соответствующей информации о деталях: фактах, условиях, личностных
   состояниях), а не из-за их, якобы,  малозначимости!

4

Поспешность.

 - Желание выйти быстрее на конечный результат. «Семь раз отмерь – один раз отрежь!».

5

Сильный эмоциональный «шум».

 - Под воздействием сильных эмоций происходит хаотичный анализ ситуации (порой даже 
   истеричный).

6

Отсутствие внутренней уверенности

 - Бесконечные сомнения и неуверенность в надежности результата собственного целеполагания.

     
    Постановка новых целей обычно требует решения ряда проблем, поскольку человек выходит на более высокий уровень достижений, чем тот, который был до этого. Психологи выяснили, что мы приходим к окончательному решению вопроса только после трехстороннего его рассмотрения: то, что зависит от нас, зависит от других и, что ни от кого не зависит, а является объективным препятствием. Для этого данный алгоритм вынесем на бумагу в виде следующего бланка:

Техника «Трехэтапной кристаллизации  решений».

   «Решай проблемы по мере их поступления, а не придумывай их, ничего не делая!»

Формулировка своей
проблемы:
"............................"

Выбор
одной причины

Приоритет
причин

Что требуется сделать по выбранным пунктам


Сроки

1

2

3

4

5

  Перечислите три  основных аспекта проблемы, связанных с   объективной ситуацией:

 

 

 

 

 

 

 

I

1

 

2

 

3

 

Перечислите три основных аспекта, связанных с включенными  в проблему людьми:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II

1

 

2

 

3

 

   Перечислите три аспекта, связанных с вами и с вашей ролью    в проблеме:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III

1

 

2

 

3

 




















Этапы решения проблемы (заполнение таблицы):

1. Кратко сформулируйте свою проблему. Не торопитесь, помните, что правильно сформулированная проблема – половина ее решения (запишите ее в верхней графе)

 Проблему разложите на три составные части (I; II; III): зависимость от объективных обстоятельств, от других людей и от вас лично.

 В каждой из этих частей надо записать по три причины: долго не раздумывайте, пишите любые, которые пришли в голову (как правило, они окажутся самыми насущными). См. столобец №1

2. Теперь можно проанализировать все перечисленные  причины и выбрать в каждой части  по одной – самой существенной причине (записать в столб.№2).

3. Во втором столбце у вас останется всего три причины, которые нужно ранжировать по значимости, начиная с самой важной, присвоив ей первый номер (записать в столб. №3).

4. После определения важности причин, необходимо составить перечень мероприятий по их разрешению (записать в столб. №4).

5. И, в последнюю очередь, укажите реальные сроки выполнения каждого мероприятия (столб. № 5).

Теперь оцените свой план решения проблемы в процентах. Если он окажется для вас выполнимым менее чем на 80%, вернитесь к исходной позиции и проведите коррекцию всех пунктов до тех пор пока почувствуеие свою готовность выше этого процента.
 

3. Оцените развитость своего рефлекса цели.

Скажем сразу, что тестов по оценке рефлекса цели не существует. Но имеется родственный показатель – локус контроля. Так психологи обозначают «местоположение сил», которые помогают человеку в достижении целей.  Вот как описывается этот показатель в справочнике.

Локус контроля —  (от лат. locus – место, местоположение и  франц. сontrole - проверка)  -  качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний л.к.) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний л.к.). Понятие л.к. предложено американским психологом Д. Роттером.

Л.к. является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации. …Показано, что люди, обладающие внутренним л.к.,  более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешены, доброжелательны и независимы.

Склонность к внешнему л.к., напротив, проявляется наряду с такими, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Экспериментально показано, что внутренний л.к. является социально одобряемой ценностью…» Психология .Словарь. М.: 1990г. (196 стр.)

  Пройдите тест по определению локуса контроля (подробнее).

  Путь развития. Коучинг – самокоучинг – имаготренинг.

Как вы уже поняли, без самоорганизации, т.е. рефлекса цели сложно будет приступать к реализации любых своих планов. Проще всего начать такую работу с коучем, а затем перейти к самокоучингу. C помощью коуча можно достаточно быстро составить реальный «План личностно-профессионального развития», который основан на «Личностно-деловом паспорте психотипа». На коуч-сессиях вы найдете «включатель» самого мощного внутреннего двигателя нашими действиями – самомотивации, освоив который, сможете перейти к  технике самокоучинга. А потом  можно будет приступать к саморазвитию.

 Заниматься собственным развитием по книгам – дело утомительное. Вот почему  мы  рекомендуем типологический имаготренинг (букв. – подражание образу).  В отличие от традиционного  имаготренинга, где не столь важен выбираемый образ, которому следует подражать (чаще всего – это литературный герой), при типологическом подходе следует более осознанно подбирать объект для копирования. Основан такой выбор на дуальности психотипов.

Итак, нужно отыскать такой стимулятор, который был бы не виртуальным, а зримым, т.е. тот, который всегда на виду. Таким примером должен стать тот, кто является вашей противоположностью – взаимодополняющий дуал, в котором есть то, чего вам так не хватает. В этом поиске вам поможет знание как своего психотипа, так и психотипа-антипода. За объектом для подражания далеко ходить не нужно, это могут быть друзья, партнер по работе и даже супруг, которых, как вы помните, мы выбирает по дуальным признакам. Вот кто должен стать «учителем», но об этом он не должен знать, ему даже не стоит обо всем рассказывать. Чему следует от него научиться, вы уже знаете и без него. Такой учитель всегда рядом, он ежедневно будет «напоминать» своим присутствием о том, что вам нужно тренироваться. Только при системном закреплении навыка его можно ввести в свой поведенческий реестр.

 Например, вы планируете заняться тайм-менеджментом.  Для этого найдите кого-либо, у кого технология планирования, как говорится, в крови. К примеру, вы вспомнили, что ваш друг никогда не опаздывает на встречи, и решили узнать его «секреты», а на ваш бесхитростный вопрос он вам ответил простой фразой: «Хочешь не опаздывать – не опаздывай. Делай запас в 10 минут!». Но вы уже об этом читали и даже пробовали этому следовать, но совет никак не прижился… Как же у него-то всё получается?

Если рассмотреть вашего друга более пристально, то окажется, что он по своему психотипу относится к  TJ-типам (решающий логик), и ему ничего не стоит соблюсти такой принцип, так как он уже родился с рефлексом цели. Допустим, что вы относитесь к людям NР-типа (воспринимающий интуит), то есть «гибким», которым весьма сложно придерживаться строгих временных рамок. С этого момента, обладая такими знаниями, вы должны отыскать в друге любую черту характера, подтверждающую его решительность, за которую можно было бы зацепиться и копировать: голос, взгляд, движение, фразу, мимику и т.п. После этого, совершая какие-либо действия, вы будете вспоминать этот момент решительности в нем (образ), и дело начнет сдвигаться с мертвой точки. Закрепив ростки первых успехов, и изучив более внимательно типологический портрет друга, вы начнете задавать ему существенные уточняющие вопросы. Теперь уже ответы человека ТJ-типа (ходячей энциклопедии по самоменеджменту) будут являться для вас путеводной звездой по дальнейшему развитию навыков тайм-менеджмента.

Типология дает прекрасное теоретическое объяснение всем своим рекомендациям, теперь вы будете осознанно понимать, на чем основано поведение вашего идеала. А это уже половина успеха!

Любой план по саморазвитию продвигает человека, его «образ-Я» от «Я-реального»  к «Я-идеальному».  «Образ-Я» - величайшее открытие психологов, который  регулирует наше поведение в настоящем и определяет его при выборе целей и строительстве планов. Он впитывает в себя все наши предыдущие социальные установки и навыки, ибо прочно связан с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим. Оставаясь полностью в сфере осознанности «Я-образ» первым сталкивается с новой информацией и определяет, что может быть доведено до сознания, а что нет, тем самым, спасая личность от психоэмоциональных перегрузок. Чтобы трезво оценить свои возможности и способности,  каждому человеку необходим его «Личностно-деловой паспорт», составленный на основе  психотипа личности. А чтобы не строить «замков на песке»,  а создавать реальные планы на будущее мы не должны забывать о своем «Я-образе».

Поэт Александр Твардовский, на склоне лет много времени посвящал раздумьям о смысле жизни и написал следующие строки, которые прекрасно характеризуют мой подход к развитию личности:

Что делать, чтобы жить с умом?
Познать свою планиду:
Найти себя в себе самом
И не терять из виду.