Школьный бизнес-инкубатор – бастион конкурентоспособности.

Главная / СТАТЬИ / БИЗНЕС / Школьный бизнес-инкубатор – бастион конкурентоспособности.

Школьный бизнес-инкубатор – бастион конкурентоспособности.

Что такое школьный «бизнес-инкубатор", или Как надо выращивать конкурентоспособных людей в России, начиная со школы. 

Бизнес-консультированием я занимаюсь уже более 30 лет, и последние годыи стал все чаще и чаще слышать от собственников: «Где взять управленцев? Рынок полон свободной рабочей силы, а таковых найти невозможно. Где они?». На это я отвечаю так: «Людей, способных к управленческой деятельности не так-то и много, они все давно при деле и в свободном полете бывают редко. Сразу же после института, попав на любое предприятие, они быстро продвигаются по карьерной лестнице и не озабочены поиском работы». На вопрос «что делать» я предложил провести поиск среди студентов Вузов, поймать, так сказать, их на взлете своей будущей карьеры. И путь этот оказался успешным. Так я стал предлагать владельцам предприятий управленцев «на вырост». Конечно, у всех были сомнения: «Они же ничего не умеют, зеленые совсем». Но пойти на такой риск я предлагал тем, с кем давно работал и кто полностью доверял моим методам в кадровом менеджменте. Время показало, что это реальное мероприятие. 

И тогда у меня возникла другая мысль, а что если начинать поиск управленческих талантов со школьной скамьи. Мне часто приходится читать лекции в школах по вопросам профориентации, на таких встречах я отчетливо вижу этих будущих великих топ-менеджеров, ведь они рождаются не где-нибудь, а в наших школах, причем, не обязательно в элитных и столичных. Чаще всего, даже и не в них. 
Никто не желает жить в стране, которая будет плестись в хвосте обоза передовых стран. Не случайно наш президент во главу своей программы поставил вопросы модернизации и инноваций, от решения которых напрямую зависит будущее России. С этим никто и не спорит, проблема в том, как пойдет реализация данной программы. Не буду касаться экономических проблем и предложений, мне более близки вопросы психологические. Как никто другой, я понимаю, что модернизацию надо начинать не столько с внедрения новых технологий, сколько с воспитания людей нового типа мышления. То есть начинать надо с «мозгов», ведь еще Монтень говорил, что «Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». 

Однажды Владимиру Путину задали вопрос о национальной идее (МГУ, 2004г.), на который он уверенно ответил, что она заключается в развитии конкурентоспособности по цепочке: человек – город – страна. Д. Медведев эти мысли подхватил и на заседании президиума Госсовета РФ по вопросам образования и культуры (2011г.) заявил, что нам нужна новая школа, «… которая должна помогать раскрывать не только личностные способности, но и готовиться к условиям жизни в высоко конкурентной среде. Уметь бороться за себя, уметь реализовывать свои идеи. Этого нам, я скажу откровенно, не хватает». Продолжением такой политики стало его необычное предложение учителям приглашать в школы олигархов, чтобы те начали читать курс жизненного успеха. Не знаю для кого как, а для меня такая идея кажется весьма интересной, только вот далеко не каждый из них сможет внятно рассказать о том, какие черты характера школьникам надо развивать. Понятно, что не одними пятерками можно объяснить успешность человека в рыночных условиях. 

Считаю, что в школах следует больше воспитывать практические жизненные навыки, нежели давать только теоретические знания. Поэтому я бы предложил сначала отобрать не просто успешных бизнесменов, а тех, кто способен предварительно усвоить азы педагогики и психологии работы с группой. И ключевую роль здесь должны сыграть технологии коуч-менеджмента. 
Сегодня нужны новые формы управления предприятиями, например, если упростить современную демократическую форму управления и выразиться языком менеджмента, то руководить коллективом надо по принципу: «К задаче относись жестко, а к людям — мягко». 

Поиском одаренных детей у нас занимаются давно, но в основном, организуются школы для тех, у кого обнаружены способности к музыке, рисованию, стихосложению и др. творческие проявления. Но это не совсем то, что требует бизнес, которому нужны управленцы. Встает вопрос, как можно выявить способности у молодежи к управлению? 
Изучая много лет психологию управленческого труда, я заметил, что всех успешных руководителей объединяет одно важное качество – умение ставить цель, удерживать её «на мушке» и добиваться конечного результата. В психологии это называется «рефлексом цели». Говоря проще, управление другими начинается с навыков управления собой, т.е. с самоуправления: организации собственного труда или учебы. Конечно, одной такой моделью нельзя ограничиваться и предлагать всем развивать только это качество, безусловно, необходимо свести воедино весь имеющийся опыт тех психологов-практиков, которые добились определенных успехов в подготовке эффективных менеджеров. 
Для начала предлагаю программу по созданию «Школьных бизнес-инкубаторов». Скорее всего, название данной программы должно быть иным, поскольку классическое понимание слов «бизнес-инкубатор» намного шире. 

Программа:

  • Создание при предприятии самостоятельной службы по работе с учителями, школьниками и родителями — «школьного бизнес-инкубатора»
  • Проведение диагностики и отбора одаренной молодежи (совместная работа психологов школы и предприятия)
  • Составление программы подготовки наставников-коучей из опытных работников предприятия и учителей школ
  • Разработка специализированных медиа-обучающих программ для учащихся школ,
  • Написание программы сопровождения школьника — будущего работника предприятия («План личностно-делового развития»).
  • Организация «правительства дублеров» управляющей команды предприятия из числа его молодых резервистов и школьников.
  • Организация дистанционного учебного интернет-класса с целью проведения вебинаров с привлечением ведущих отечественных и зарубежных специалистов.
  • Написание специализированной корпоративной книги предприятия с целями: внутреннего PR (для воспитания коллектива, адаптации новых сотрудников и развития мотивации у школьников); внешнего GR (работа с органами государственной власти);
  • Список дополнить………………………………………………..

Эта тема активно обсуждалась на одной из социальных сплощадок. Отсылаю читателя на форум с продолжением обсуждения - https://karnauh.ru/forum-1/forum-obschiy/67/411/?page=last