Клиент или пациент.

Главная / ФОРУМ / ФОРУМ (открытый). / РАЗНОЕ. / Клиент или пациент.
Тема: Клиент или пациент.
04.03.2019, 05:13
#1
Сергей
Регистрация: 21.01.2019
Сообщений: 180
Один из актуальных вопросов психологии, как обозначать людей приходящих к психологу?
 
Я сам путаюсь в этом при написании статей, предпочитая слово "клиент". Но не все так однозначно.
 
Привожу отрывок из книги  Timothy P.Melchert  2011.
 
"ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Появление Биосоциального подхода как окончание Теоретических поисков."
(перевод мой и весьма вольный).
 
Книга поднимает самые актуальные вопросы современной психологии и в этой статье один из них.
 

Люди, которым служат психологи при оказании своего сервиса обычно
упоминается как клиенты или пациенты, а иногда как потребители или даже заказчики.
 
Термин "клиент" часто используется для обозначения лиц, которые покупают товары или услуги  бизнеса. Термин имеет преимущество в том, что избегает патологического смысла традиционной медицинской помощи, где больные пациенты могут быть относительно пассивными в принятии услуг, предоставляемых опытными специалистами здравоохранения. Это традиционный подход к здоровью.
Перспектива "лечения" может свести к минимуму активную роль, которую клиенты психотерапии должны принимать, чтобы лечение было оптимально эффективным.
 
Термин "пациент" помогает избежать
оттенка деловых отношений, где где этические обязательства продавца обычно ниже, чем в сфере здравоохранения. Термин "пациент" также четко связан с заботой о здоровье и передает смысл особых этических обязательств, которые медицинские работники берут  на себя при предоставлении услуг своим пациентам.
(Конец цитаты).
 
Очевидно, что во взаимоотношениях "врач - пациент" и "психолог
- клиент" этическая составляющая отношений первой пары , увы, выше.
 
И это должно быль исправлено обществом.
 
Потому использование термина "пациент" в психологии считаю полностью оправданным. Не с точки зрения пассивности пациента получающего лечение. А с точки зрения высокой ответственности психолога оказывающего услугу.
 
И сами психологические услуги необходимо рассматривать с одной стороны как часть здравоохранения. (Соответственно клиническая психология в подготовке специалиста должна стоять на самом высоком из возможных, уровне.)
 
С другой стороны в практической психологии присутствует то, чего в медицине значительно меньше - научение, коучинг. И это , в свою очередь , выгодно отличает психолога от врача. В этом случае термин "клиент" звучит гораздо целесообразнее.
 
Так что в итоге без неоологизма обозначающего человека и как пациента и как клиента не обойтись..
 
Это может быть нейтральное буквенное обозначение "К-П" (клиент - пациент).
 
Но если бы я верил в свою способность формировать профессиональную терминологию, я бы выбрал слово "клипер", то есть КлиПер, где буква "К" обозначает Клиент, буква "П" Пациент, а общий смысл слова отражает важные характеристики человека получающего помощь по аналогии с кораблём, хорошо оснащённым (располагающим всеми ресурсами для путешествия) и способным быстро двигаться  к поставленной цели.
 
Но если перестать фантазировать, то равноценное использование этой пары слов в психологии можно считать абсолютно уместным и справедливым.
 

Сергей.
04.03.2019, 08:15
#2
ИвИв (Админ)
Регистрация: 10.11.2018
Город: г. Екатеринбург
Сообщений: 333
Цитата:
Сообщение от Сергей:
Один из актуальных вопросов психологии, как обозначать людей приходящих к психологу?
 
Я сам путаюсь в этом при написании статей, предпочитая слово "клиент". Но не все так однозначно.
 
Так что в итоге без неоологизма обозначающего человека как пациента и как клиента не обойтись..
Это может быть нейтральное буквенное обозначение "К-П" (клиент - пациент).
Но если бы я верил в свою способность формировать профессиональную терминологию,я бы выбрал слово "клипер", то есть КлиПер, где буква "К" обозначает Клиент, буква "П" Пациент, а общий смысл слова отражает важные характеристики человека получающего помощь по аналогии с кораблём, хорошо оснащённым (располагающим всеми ресурсами для путешествия) и способным быстро двигаться ( к поставленной цели).
 
Но если перестать фантазировать, то равноценное использование этой пары слов в психологии можно считать абсолютно уместным и справедливым.
========================
Да, Сергей, тема актуальная!
Вот почему я склонен говорить, что настоящий психолог просто обязан разбираться в клинической психологии! Иначе он всех "своих тараканов" перенесет в голову клиента, который должен быть пациентом.
 
Я различаю 4-е степени сложности психокоррекционной работы с клиентами-пациентами (по возрастанию):
 
1. В больницу идут лечиться тогда, когда стало невыносимо от симптоматики. И невротик готов на любую помощь. Врач-психотерапевт назначает невротику одновременно психотропы и вербальную пси-терапию. Премедикация легко может ввести его в заблуждение, что он самый мощный, умный и т.п. психолог и отлично владеет разными пси-методиками. Такого больного легко вести и с ним справится вчерашний выпускник меда.
 
2). Психолог, сидящий в кабинете также принимает тех, кого принято считать активными клиентами. Клиент страдает от нерешаемых проблем и готов на оказание любой пси-терапии. Сложности возникают только тогда, когда у психолога не хватает знаний по различению явных психотиков и психопатов в стадии декомпенсации.
 
3). Психолог, работающий в режиме он-лайн, проводящий "групповые сессии". Здесь важен предварительный подбор участников в группы. А далее групповая психодинамика сама все сделает за него. Надо только быть грамотным фасилитатором. Чуть сложнее работать в индивидуальной терапии он-лайн.
 
4). Самая сложная работа у психолога, коуча, которого пригласили на предприятие поработать с членами управляющей команды (пси-норма). Когда гендиректор говорит: "Возьми-ка в индивидуальную работу моего коммерческого директора.У него полно всяких проблем". Сам же комдир этого не желает. И психолог решает непростые задачи:
- Сначала надо включить в "упрямом" сотруднике самомотивацию на работу с психологом (личностно-деловой рост);
- Затем необходимо подвести его к тому, чтобы он "загрузил в себя" самый главный вопрос, который поможет ему выйти на новый уровень проф-развития. И, наконец, надо, чтобы енеджер на него же и ответил с последующим инсайтом.
 
Ответить