ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА МИР, определяющие нашу жизнь.

Главная / = ПСИ-УПРАЖНЕНИЯ / ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА МИР, определяющие нашу жизнь.
Сообщить о результатах

 


Тренинги Карнауха Ивана: «Развитие управленческой компетентности»
================

УПРАЖНЕНИЯ


ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА МИР, определяющие нашу жизнь.

Знакомы ли вам ситуации, когда вы сначала сорвались на конфликт, а после задумались: и зачем мне это надо было. Как в следующий раз отследить конфликт заранее, как научиться осознанному реагированию?

Ваша позиции восприятия — это точки зрения, из которых вы наблюдаете за происходящим. Таких существует три:
1. «Я», когда вы сосредоточены на себе,
2. «Он», когда вы сосредоточены на другом,
3. «Наблюдатель» — так называемый взгляд со стороны.

Меняя позицию восприятия, можно менять свою реакцию. Как выглядят эти позиции приведем на примере, когда вам наступили на ногу.

1. Позиция «Я» — концентрация на себе, на своих чувствах, «Я» — центр вселенной: «Я возмущен, ну что за слон, чуть ногу не отдавил, смотреть надо куда идешь». Это может быть сказано вслух, а может просто мелькнуть в мыслях.

2. Позиция «Ты» — концентрация на другом человеке, на его чувствах: «Что с вами, вы споткнулись, не ушиблись?».

3. Позиция «Наблюдатель» — выход из включенной позиции, взгляд со стороны: этот человек шел мимо, споткнулся и случайно наступил.

Первые две позиции включенные (ассоциированные), третья — отстраненная (диссоциированная).

Нет хороших и плохих позиций, есть уместные и неуместные.
Еще один пример:  вы собираетесь в отпуск и покупаете тур.

Вариант 1. Вы привыкли вести себя в жизни с точки зрения «Я».
 - При покупке вы сконцентрированы на себе: выбираете отель с красивым интерьером и хорошей кухней, мысленно примеряетесь спиной к шезлонгу на пляже, чувствуете в руках бокал мохито, спрашиваете о длительности перелета, примеряя себя в кресло самолета. Позиция «Я» здесь адекватна, важно пропустить через «Я» все детали, чтобы прислушаться к ощущениям и сделать верный выбор.

 - И вдруг турагент в дополнение предлагает дорогую экскурсию, которая вам не нужна. Ярко описывает, жонглирует вашим вниманием, применяя технику «вижу, слышу, чувствую»: чтобы вы увидели садящееся за горизонт багровое солнце, почувствовали как ступни приятно проваливаются в теплый песок, услышали шум прибоя, почувствовали вкус соленых брызг и мурашки от приятного ветерка.
 Если «Я» — ваша ведущая позиция, вы можете в нее провалиться, пойдете за сиюминутными эмоциями, проживете описание агента. Можете сначала купить ненужную экскурсию, пропустив через «Я», только потом подумаете: «Зачем?».

Вариант 2. Вы привыкли вести себя в жизни с точки зрения «Он»

То есть, вы всегда входите максимально в положение других.  Это и будет ваше слабое место. Если агент добавит: «Возьмите, с меня требуют продавать, иначе премии лишат». Посторонний человек увлекает вас в свою реальность и переключает в «Ты». Если вы по привычке стихийно переключаетесь в «Он», можете купить ненужное из соображений «жалко же хорошему человеку отказывать».

Чтобы не провалиться в негативные включенные позиции, нужен хорошо натренированный «Наблюдатель». В «Наблюдателе» вы мысленно ставите ситуацию на паузу, мысленно отходите на несколько шагов, мысленно отгораживаетесь бронированным стеклом, выключаете звук и наблюдаете через стекло со стороны, без эмоций: за агентом, за собой, за вашим взаимодействием. Цель — сменить включенное состояние на взгляд со стороны. Если вы вовремя отключитесь от «Я» и «Он», возьмете паузу, мысленно выйдете за бронированное стекло, это убережет вас от импульсивного решения. Поначалу это может занимать несколько минут, по мере тренировки сократится до секунд.

Если не учиться управлять позициями осознанно, они сложатся сами, без вашего участия, унося в дальние дали, куда вы, быть может, и не хотели вовсе. Если человек стихийно живет из «Я» — он все пропускает через себя. Плюс этой позиции — жизнь яркая, эмоций много. «Я» — это в том числе и спонтанность, и детская непосредственность. Это яркость и проживание всех полутонов. Минус — человек как мысленно шезлонг спиной примеряет, так и все аварии мира примеряет на себя. Он почти физически проживает все события, случайно попавшие в поле его зрения. Моментально втягивается в конфликт, чтобы отстоять свое «Я».

Если живет из «Он», то окружающие, их чувства и потребности важнее своих. Это жизнь вне себя, вчувствование в других. Иногда вплоть до игнорирования «Я». Но умелое владение этой позицией — путь к близости, принятию. В этой позиции есть сопереживание, обостряется эмпатия, рождается доверие. Это чужая экспертная позиция, она важна в лечении, обучении, в любой работе с экспертным мнением.

В позиции «Наблюдатель» эмоций нет, жизнь — совокупность действий. Процесс, за которым наблюдают со стороны, без включенности. Владение «Наблюдателем» способствует умению переключаться на холодный ум, в экстренных случаях не впадать в панику, владеть собой. Умение собирать всю картину ситуации в единое целое.

Нет хороших или плохих позиций, есть адекватные или неадекватные целям конкретной ситуации. В «Я» мы хотим быть услышанными, чтобы нас приняли, обняли, дали конфетку, погладили по голове. В «Он» мы можем поделиться своей конфеткой. В «Наблюдателе», особенно если партнер тоже владеет этой позицией, мы вместе можем подняться над ситуацией, достать телескоп и рассмотреть, где ближайший конфетный магазин, и вместе проложить маршрут.

Упражнения для тренировки позиций:

1. В ближайших нескольких диалогах замечайте, из какой позиции вам привычнее всего общаться. Вы больше концентрируетесь на себе и своих ощущениях в позиции «Я»? Или вам привычнее входить в положение других, переходить в позицию «Он», а позицию «Я» отодвигать? Или вам привычен «Наблюдатель»: вы как ученый со стороны наблюдаете за связями в ситуации? Может, у вас хорошо развиты все позиции? Управляете ли вы ими, или они вами?

2. Тоже попробуйте проделать в конфликте. Осознанно вспомните о позициях, заметьте, как именно конфликтуете, дáвите из «Я»: «Я тебе сказал/а, будет по-моему!» или сдаете позиции «Он»: «Пусть будет по-твоему». Или же поднимаетесь над ситуацией в «Наблюдателя», смотрите со стороны, видите ситуацию объемно, в 3-D модели, можете мысленно приближать-удалять, детализировать нужные части?

3. Попробуйте намеренно прожить один день из «Я», один из «Он», один из «Наблюдателя». Заметьте, чем отличаются эти состояния, как вы ощущаете себя в каждом. Какое легче, какое сложнее? Уделите особое внимание тому, которое дается сложнее.

Когда вы научитесь управлению позициями восприятия, из «Наблюдателя» вы заметите конфликт на дальних подступах, из «Я» сможете моментально улавливать нарушение границ, а из «Он» увидеть и услышать другого, а не свое отражение в нем из «Я».

В чем особенность самокоррекции, и почему работа с тренером-психологом эффективнее самостоятельной

а). Когда у человека развита только позиция «Я», он из нее живет, то и в самокоррекции есть шанс провалиться в «Я». «Меня мучили родители, мне было плохо, я себя ужасно чувствую». Не владея «Он» и «Наблюдателем», наш герой залипнет в «Я», физически проживет всю боль мира, измотает себя и упадет без сил. Нужен кто-то рядом, кто на самой глубине «Я» поддержит и будет опорой. Если заметит, что совсем унесло в «Я», плавно поможет выйти.

б). Если у человека больше развита «Он-позиция», он будет размышлять о мотивах своих мучителей, почему они себя так вели, что ими двигало, может выстроить цепочки оправданий. В такие моменты психолог плавно переводит внимание из позиции «Он» в «Я». Если боли было много, человек отключается от «Я», при приближении к «Я» он мысленно улетает. Нет доступа к себе. Ему слишком больно чувствовать, доступ закрыт. Но без погружения в «Я» глубокая работа тоже недоступна.

в). Если больше развита позиция «Наблюдатель», человек не погрузится в «непонятно зачем нужные чувства». Он рационально себе объяснит: родители много работали, время было тяжелое, да, срывались, по-другому не могли.