«Т-ГРУППАон-лайн» и «Окно Джохари»
Психодинамическая «Т-группа он-лайн» - вид длительной (более года) еженедельной психологической помощи продвинутого уровня для решения задач личностно-делового развития.
Особенность группы в том, что сами участники занимают проактивную позицию в динамическом процессе – сами выбирают, инициируют, принимают участие в анализе процесса.
Главная задача при работе в группе удерживать внимание на том, что происходит «здесь и сейчас» . Событиям, происходящим здесь и непосредственно в группе, отдаётся предпочтение, т.к. именно в эти моменты проявляется бессознательный опыт участников группы, что позволяет исследовать и уменьшать зону собственных «слепых пятен» . ( см. «Окно Джохари»).
Регулярность, длительность и продолжительность работы в группе позволяет достичь устойчивых желаемых изменений личности, что сложно получить, например, участвуя в краткосрочных тренингах.
Правильно организованная группа является полноценной моделью реальной жизни. В «Т-группе» человек проявляет те же отношения, установки, ценности, способы эмоционального реагирования и поведенческие реакции, что и в своей жизни вне группы.
В группе создаётся такая система «обратной связи», которая позволяет человеку прямо здесь, в группе, начать полнее и глубже понимать самого себя, свои ошибки, эмоциональные и поведенческие стереотипы, находить более эффективные стратегии самореализации.
Конфликтные ситуации, которые закономерно проявляются (и повторяются!) в группе, делают для участника более наглядным содержание обратной связи, от группы. Это побуждает к самоисследованию и изменению своих отношений, позволяет увидеть то, что стоит за поведением в различных ситуациях.
В итоге «Т-группа» даёт возможность:
- Отследить модели своего поведения (какие личностные характеристики вызывают определённые реакции у других людей);
- Осознать свои установки, стереотипы в отношении других людей, увидеть их влияние;
- Менять, корректировать, улучшать модель взаимодействия с собой и другими;
- Видеть свои «слабые звенья» и то, как они функционируют, меняются;
- Понимать то, как эффективно взаимодействовать с людьми разных психотипов;
- Повысить свою управленческую компетентность.
В «Т-группе» можно получить новый опыт и таким образом научиться:
- Понимать других людей, договариваться с ними;
- Эффективно переживать и разрешать конфликты;
- Говорить «нет», отстаивать свои границы, эффективно и твёрдо защищать себя и свои интересы (ассертивность);
- Быть уверенным и открытым, научиться создавать и поддерживать тёплые, доверительные отношения.
- Вести личные и деловые переговоры.
- Самооорганизации и управлению другими (карьерный рост).
Примечание:
1. В «Т-группы он-лайн» набираются люди, прошедшие первичный прием и получившие свой «Личностно-деловой паспорт». Это позволяет более точечно комплектовать группы и быть уверенным в адекватности участников, а также повышает эффективность помощи от работы группы.
2. См. "Как работает "Т-гуппа оn-line".
================
Приложение: "Окно Джохари"
Окно Джохари было создано двумя американскими психологами Джозефом Лифтом и Харрингтоном Инхамом в 1955 году. Схема позволяет людям лучше понять взаимосвязь между своими личными качествами и тем, как их воспринимают окружающие. В основном используется в группах саморазвития и корпоративных тренингах.
В квадрате имеются четыре зоны:
-«Открыто»,
-«Спрятано»
-«Слепая зона»,
-«Неизвестно».
- В открытой зоне находятся качества, известные самому человеку и которые признают за ним окружающие. Улучшение взаимоотношений между людьми напрямую связано с уровнем взаимопонимания между ними, достигнутого путём обмена информацией. Чем больше площадь данной зоны, тем больше информации у обеих сторон о качествах человека, тем продуктивнее будет взаимодействие.
- В спрятанной зоне находятся качества, известные человеку, но неизвестные окружающим. Увеличение данной зоны затрудняет взаимодействие между людьми. Однако, даёт преимущество, в виде утаивания не выгодной информации от окружающих, для представления себя в выгодном свете.
- В слепой зоне находятся качества человека, которые известны окружающим, но неизвестные самому человеку (сфера сомооценки личности).
- В неизвестной зоне находятся качества, неизвестные ни самому человеку, ни окружающим (сфера сомооценки личности).
В процессе своей жизни человек, как правило, стремится расширить открытую зону и сузить остальные. Это позволяет ему быть более гибким и свободным, поскольку разнообразные занятия требуют различных качеств для успешной реализации.
С помощью различных тренинговых программ можно осознанно заняться расширением открытой зоны за счет уменьшения трех других зон:
- Спятнанная зона - надо не стесняться публично демонстрировать известные самому себе качества, и, таким путём, проявиться для окружающих с ранее неизвестной для них стороны.
- Слепая зона - задавайте вопросы о себе окружающим людям и анализируйте обратную связь.
- Неизвестная зона - (действуйте от противного), узнав у окружающих, какие качества, по их мнению, в наименьшей степени соответствуют вам (чего, по-вашему, мне не хватает?), и далее обретайте эти качества.
Примечание: знание собственного психотипа значительно облегчает эту задачу.