Идеальные менеджер и предприниматель

Главная / СТАТЬИ / БИЗНЕС / Идеальные менеджер и предприниматель

 

Идеальные менеджеры и предприниматели

 

Бизнес, как морской океан, – то штиль, то шторм. Радость удачи сменяет горечь просчетов. Но все рассчитать в бизнесе нельзя, он непредсказуем. Например, «жесткая» команда, которая, как правило, демонстрирует неплохие показатели и где капитаном является тип ST, может не выдержать постоянной череды неудач и развалиться, в отличие от той команды, где капитан по психотипу NF, – она останется на плаву за счет взаимовыручки и преданности. Оценку всему дают время, практика и Его Величество случай, особенно в условиях становления российского рынка.

А статистика говорит вот что. В разных странах, у разных этносов ведущими бизнесменами (топ-менеджерами) становятся разные психотипы:

– в США это психотипы: Предприниматель, Администратор, Инспектор, Аналитик;

– в Японии – психотипы Энтузиаст, Хранитель;

– в России – Политик, Маршал, Предприниматель, Администратор, Новатор и Инициатор.

Следует отметить, что особенностью российского менталитета является преобладание в общей популяции группы психотипов NF-гармонизаторов. Например, в США эта группа составляет 10 %, а в России – аж все 40 %!

Наиболее часто встречаемый из них – психотип Инициатор (ENFP), который вследствие своей инициативности быстрее других создает собственный бизнес, но в дальнейшем его проблемой становится удержание этого бизнеса в своих руках.

 

Мечты об идеальном руководителе

 

Американские исследователи в сфере бизнес-консалтинга О. Крегер и Дж. М. Тьюсон в результате своей деятельности остановились на таком портрете идеального руководителя в современном бизнесе: по их мнению, высшие руководящие работники должны быть ориентированы «на экстраверсию (расторопность в общении), интуитивизм (нужно быть стратегом), чуткость (уметь чувствовать людей) и восприимчивость (подвижность)…».

Все названные характеристики присущи психотипу Инициатор (ENFP). Мы считаем, что американские коллеги правы наполовину. При огромной лавине обязанностей, ответственности и т. п. данный психотип, равно как и любой другой, «поплывет» в управленческих лабиринтах в одиночку. Нужна команда, а значит, и время, и навыки для ее создания. Но, тем не менее, надо отдать должное Инициатору (ENFP): он обладает двумя замечательными качествами – умением видеть свои сильные и слабые стороны, а также обладает чутьем на способности других.

По таблице хорошо видно, что в США топ-менеджеры состоят в основном из четырех психотипов, в формуле которых имеется сочетание TJ: Администратор, Инспектор, Аналитик и Предприниматель и составляют 85,3 %. Доля этиков (NF и SF) в этой популяционной среде весьма ничтожна – 4,6%

Наши собственные многолетние наблюдения за поведением этих психотипов привели нас к мысли, что все они обладают общим качеством – развитым рефлексом цели   (по И. П. Павлову), который отображен буквами (ТJ). Об этой важнейшей характеристике психотипов мы будем говорить далее, а сейчас укажем на то, что именно

людям этого типа присущи целеустремленность и самоорганизованность, что позволяет им успешно организовывать труд других. Не зря же Л. Вовенарг утверждает: «Хотите подчинить себе других – начинайте с себя».   Более всего этот рефлекс присущ психотипам Администратор и Предприниматель. Справедливости ради следует сделать оговорку о Предпринимателе, который в российской действительности не всегда успешен в административной деятельности, но зато он оправдывает свое название сполна, занимаясь предпринимательством. Психотип Предприниматель – это самый конфликтный психотип. Вот почему он может выступать только в роли собственника, но не исполнительного директора. На предприятии собственник – это высший суд, не хочешь его терпеть – увольняйся, но если он является наемным менеджером, то такой труд для него весьма проблематичен. Можно привести пример того же Анатолия Чубайса: как бы его ни ругали, он войдет в историю именно таким человеком. Умница и талант. Но в обращении с людьми – жесткий и бескомпромиссный. А вспомните академика Льва Ландау: от его разгонов коллеги буквально «стрелялись». Психологи Крегер и Тьюсон нападки Предпринимателей сравнивают с укусами змеи, но, правда, тут же их оправдывают, добавляя, что у тех нет яда.

Рассмотрим базовые отличия между менеджерами и предпринимателями. В России под «менеджером» понимается все что угодно, только не его прямое предназначение. Заглянем в бизнес-словарь.

Менеджер (англ. manager – управляющий) – специалист по управлению производством и обращением товаров; управляющий, работающий по найму. М. организует работу на фирме, руководит производственной деятельностью групп сотрудников фирмы. М. является должностным лицом фирмы, в которой он работает, и входит в средний и высший руководящий состав фирм. В отличие от членов наблюдательных и контрольных органов М. наделяются исполнительной властью.

Ну, а под званием «предприниматель» готов подписаться каждый, кто занят бизнесом. По Владимиру Далю «предприниматель – это предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода человек».

Осталось выяснить, что же понимать под предприимчивостью. Интересны в этом плане исследования психолога и экономиста Д. Канемана.

В 2002 г. Нобелевская премия в области экономики была дана израильско-американскому психологу-экономисту Даниэлю Канеману, основоположнику психологической (поведенческой) экономической теории. Это уникальный случай – чтобы в разделе «экономика» дали премию по психологической тематике.

В чем суть его открытия? Канеман говорит о том, что в экономике действуют три фактора, которые определяют успех предприятия. Так что же это за универсальные составляющие успеха?

Первый фактор  – это знания.  В него входит все то, что преподают в университетах.

Но Канеман считает, что это не главное. Это необходимое, но недостаточное условие для того, чтобы стать успешным в экономике.

Второй фактор успеха,  – это интуиция.  Почему?

А потому, считает он, что, в конечном итоге, тот инструмент, который принимает решение, называется человек, а не технология. Речь идет о необходимости определенного «чутья», или «шестого чувства».

Третий фактор,  который определяет успех, а точнее – неуспех в бизнесе, – это эмоции.

В ходе опытов он доказал, что точность результатов определяется тем, в каком эмоциональном состоянии находился руководитель. Часто управленцы принимают решения тогда, когда испытывают сильные эмоции, будь то зависть, страх, комплекс вины, радость и пр. Чем больше эмоций, тем меньше эффективность. На сайте автора (Карнаух И.) в качестве эпиграфа выставлены слова О. Генри: «Из тех, кто страдает избытком чувствительности, настоящие деловые люди не получаются».

Открытие Канемана прекрасно соотносится с типологическим подходом. Разложим по полочкам психотип Предпринимателя (ЕNTJ) и увидим, что он полностью соответствует всем трем условиям успешности по Канеману. Этот психотип входит в группу психотипов «исследователей», в которой он является самым «докторабельным» участником. Все великие ученые, в основном, имеют именно этот психотип личности.

Поскольку главной его функцией является логика (Т), то антиподная функция – этика (F) менее развита, что означает отсутствие эмоциональных треволнений. Более того, у него не просто логическое мышление, а именно деловое мышление (Те – деловая логика).

Вторая функция у Предпринимателя – интуиция (N), имеющая интровертированную направленность. В полной формуле психотипа это записывается как Ni – (ЕТеNiJ), что означает интуицию прогноза. Основное отличие этого психотипа от других в том, что «они носом чуют, где лежат деньги», знают в каком направлении следует развивать прибыльный бизнес. Вот почему их называют первопроходцами во всех областях человеческой деятельности, стратегами, смотрящими далеко за горизонт.

Итак, Предприниматель (ЕNTJ) и Администратор (ESTJ) отличаются друг от друга тем, что первый в силу своей абстрагированности от живого мира (N) плохо разбирается в людях, в отличие от второго, который твердо стоит на земной почве, тем самым понимая реальные проблемы, связанные с людским фактором. Вот почему Администратор является идеальным руководителем коллектива, прекрасным тактиком управленческого процесса, в отличие от Предпринимателя.

Сейчас из концепции Канемана запомним тот факт, который нам понадобится в дальнейшем, что психотипы, содержащие в своей формуле этику (F), по эффективности экономического поведения будут уступать психотипам, имеющим функцию логики (Т).

В заключение приведем бизнес-ориентацию психотипов, которые чаще всего встречаются в качестве собственника или руководителя. Какой из психотипов будет лучшим в качестве собственника-руководителя? Правильный ответ мы уже приводили выше: каждый хорош по-своему, а идеальным не будет никто! Для этого требуется уникальное сочетание качеств, всех восьми функций в определенных пропорциях. А этого нет и не может быть в природе. Кроме того, нельзя так ставить вопрос еще и потому, что все зависит от рода деятельности. Не сравнивают же штангистов разных весовых категорий! И потом, любое дело надо оценивать в его историческом развитии. Везде свои препятствия: конкуренция, кризисы, неплатежи, раздоры среди членов УК и т. д. и т. п. Тем не менее, кто-то наделен больше управленческим даром, а кто-то силен другими качествами.

Чем ближе к концу перечня, тем труднее представители этих психотипов справляются с обязанностями собственника или руководителя (обратите внимание на позиции «ключевых игроков» любого предприятия – Предпринимателя и Администратора). В этом случае необходимо более тщательное построение управляющей команды с учетом принципов делегирования, совместимости и т. п.

 Карнаух Иван
Психолог-коуч

по книге: 
 И.И.Карнаух "Радуга характеров: психотипы в бизнесе и любви".