А у вас ориентация профессиональная?

Главная / СТАТЬИ / КЕМ БЫТЬ и КУДА ПЛЫТЬ? / А у вас ориентация профессиональная?

А У ВАС ОРИЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ?

Андрей Губанов 

Пару лет назад классная руководитель моего сына пригласила нескольких родителей класса провести классный час на тему профориентации, рассказать, кто как выбирал себе профессию. Уже в ходе беседы оказалось, что почти все родители после вуза поменяли род деятельности, но, в результате, нашли любимое занятие… В конце разговора слово взяла представитель гороно (или как оно сейчас называется), которая «коротенько» минут сорок объясняла, что теперь образование платное, переучиваться некогда, поэтому у нынешних выпускников в отличие от их родителей нет времени на эксперименты, им следует уже на школьной скамье решить «кем быть?»… При этом дама из гороно так и не дала ни одного дельного совета, как обычному выпускнику (не фанату медицины или тракторостроения) можно определить свое настоящее призвание… 

Позже я выяснил, что в принципе мало кто из отечественных педагогов способен в разговоре о выборе профессии выйти за рамки бесполезных советов типа: «Надо поставить перед собой цель». Поэтому я начал потихоньку грузить знакомых психологов вопросами и собирать советы, которыми старшеклассник (и его родители) смогут воспользоваться в реальной жизни, а не в виртуальном пространстве минобразовских докладов. Сразу оговорюсь, что работа еще не завершена, советы в коллекцию принимаются. Впрочем, из того, что сегодня имеется, уже можно соорудить вполне работоспособную методику выбора профессии для старшеклассника… 

Три шага к пониманию себя 

Как-то психолог-профориентолог Иван Карнаух заметил, что сегодня выпускники школ поступают в вуз «утилитарно». Их волнует возможность хорошо зарабатывать, и мало кто задумывается о существовании у себя предрасположенности к выбранному виду занятий. По его, Карнауха мнению, выбор профессии следует начинать не с вопроса: «Кем я хочу быть?», а с вопроса «Кем я могу стать?». Все-таки, для любой специальности нужны некие способности: соответствующий образ мыслей, темперамент, склонности к определенным наукам etc. Поэтому, давайте начнем выбирать профессию с определения профессиональных качеств (что я могу делать?). Второй этап – вычисление интересов и склонностей (что я хочу делать?). третий этап – определим востребованность интересных нам занятий рынком труда. И вот как мы будем отвечать на эти вопросы. 
1. Что я могу делать лучше других? 
Психолог Илона Аветисян советует в качестве ответа на этот вопрос, провести письменную ревизию своих умений и способностей (с привлечением родственников и знакомых). Берете лист бумаги и задаете всем (в том числе, себе) примерно такой вопрос «Что, по твоему мнению, у меня лучше всего получается?» Записываете все полученные ответы, даже если друзья скажут, что лучше всего у вас получается играть в Counter Strike, а родители, что лепить пельмени… Обратите внимание на один момент. Когда молодой человек и его друзья-родственники будут отвечать на этот вопрос, им следует постараться уйти от стереотипов. Например, принято считать – что во врачи должны идти люди с гуманитарным типом личности. А если врач – хирург? Человек с высокой степенью сострадания просто не сможет внятно работать скальпелем. И будущий юрист пусть лучше имеет склонность к математике, а не к обществоведению… 
2. Что я хочу делать? или Что я не могу не делать? 
Ответьте на вопрос: «Есть ли в моей жизни нечто, что я не могу не делать, что я делаю и буду делать, даже не получая за это вознаграждения?» Вариантов ответов множество (возиться с техникой, писать публицистику, анализировать информацию и т. д.) и многие из них вполне можно преобразовать конкретный вид профессиональной деятельности, востребованной на рынке труда. Из любителя анализа, в частности, может получиться буквально аналитик (в области финансов, рынков…), а так же журналист, политолог и пр. если вам удастся найти профессию, накладываемую на ваше увлечение, то в будущем это избавит вас от необходимости совершения насилия над собой, для выполнения нелюбимого дела. Впрочем, психологи признают, что далеко не у всех старшеклассников есть ясно выраженные постоянные увлечения. В этом возрасте они могут меняться. Но учитывать хобби все-таки следует. Хоть какой то фактор для принятия решения. 
3. Кому это может быть нужно? 
Этот этап надо начинать с анализа рынка труда и мозгового штурма на тему «Как я могу применить свои таланты на рынке» Иван Карнаух считает, что для решения этого вопроса хорошо подходит семейный совет. Причем надо собраться специально, пригласить родственников. Чем больше людей, тем больше информации для принятия решения. Будут высказаны разные мнения, возникнет тот самый мозговой штурм. Пусть, например, Дядя Вася доказывает всем, что его профессия лучший вариант для молодого человека. В ходе такой дискуссии можно получить достаточно обоснованные ответы на вопрос «кому я нужен на рынке труда?»… Кроме семейного совета для получения ответа на этот вопрос можно воспользоваться услугами кадрового агентства. 
Окончательное решение появится после того, как все ответы на три упомянутых вопроса будут вписаны в три колонки на одном листочке. Весьма вероятно, что во всех трех колонках окажется одна и та же запись (или близкие по смыслу записи). Можно считать, что это профессия близкая к идеальной. 

И еще пара советов 

Карьера – не обязательно административный рост. 
Как замечает Илона Аветисян, современная трактовка карьеры, не обязательно подразумевает движение вверх по лестнице, где на последней ступеньке стоит кресло самого топового менеджера современности. Карьера – это постановка и достижение цели. Сегодня психологи часто рекомендуют по возможности еще в самом начале карьеры определиться подростку, собирается ли он быть специалистом или управленцем (а если да, то какого уровня). От этого может зависеть выбор вуза, компании и многое другое. Не стоит так же забывать, что по статистике управленцев требуется в 18 раз меньше, чем специалистов. 

Профессию можно выбирать, не дожидаясь выпускного класса. 
Одна моя знакомая решила определиться с будущей профессией аж за три года до конца школы. Барышня оказалась в сложной ситуации: она помимо общеобразовательной школы училась в музыкальной, ходила в театральную студию и занималась английским языком. В один прекрасный момент она поняла, что сразу на все сил не хватает. Поэтому решила пройти профориентационный тест, чтобы выбрать, от какой нагрузки можно отказаться без вреда для будущей карьеры… Правда, признаюсь, помимо вышеописанной методики девушка воспользовалась помощью профессионала из кадрового агентства. Там тоже, говорит, помогли советом… 

   просмотров: 7336