Уровень притязаний и самооценка личности. Критерии.

Главная / ФОРУМ / ФОРУМ (открытый). / ЛИЧНОСТНО-ДЕЛОВОЕ РАЗВИТИЕ / Уровень притязаний и самооценка личности. Критерии.
Тема: Уровень притязаний и самооценка личности. Критерии.
25.02.2019, 12:50
#1
ИвИв (Админ)
Регистрация: 10.11.2018
Город: г. Екатеринбург
Сообщений: 292
Карнаух: Самый сложный этап в личностно-деловом развитии - полное осознание уравнения Джеймса.
 
Уровень притязаний и самооценка личности. Критерии.
 
"Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.
 
Самооценка личности не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства, столь свойственное нашему далекому предку (по Дарвину). Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», но и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой стороны, самооценка принадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности. Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях.
По словам Т. Манна, человек, познавший самого себя, становится другим человеком.

 
В структуре самооценки выделяют два компонента:
- когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;
- эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).
 
Американский психолог У. Джеймс (1842 - 1910) предложил формулу для самооценки:
 

                                   Самооценка = Успех / Уровень притязаний
 
(примечание.    Карнаух:
                                     Самооценка = Результативность / Притязания )
 
Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.
 
Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.
 
КРИТЕРИИ:
 
1. При явно завышенной самооценке человек:

1.2.- приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс двухлетних детей («я лучше всех»);
 
1.3.- имеет идеализированное представление о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей (стараясь жить согласно этому идеальному «Я», часто создает ничем неоправданные трения с другими людьми; ведь, как говорил Ф. Ларошфуко, нет лучшего способа попасть в жизни впросак, чем считать себя лучше других);
 
1.4. - игнорирует личные неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает все, что мешает сложившемуся представлению о себе;
 
1.5.- истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность;
 
1.6.- становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не прислушивается к чужому мнению;
 
1.7.- экстернален, свой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами - с чем угодно, но только не с собственными ошибками;
 
1.8.- к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придиркам и зависти;
 
1.9.- как правило, ставит перед собой невыполнимые цели;
 
1.10.- имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности;
 
1.11.- легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;
 
1.12.- ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда -скрытое или явное негативное отношение к нему);
 
1.13.- подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и невезучий»);
 
1.14.- прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения;
- имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и устойчивый взгляд, командные нотки в голосе.
 

2. При явно заниженной самооценке человек:
 
2.1.- обладает преимущественно тревожным, застревающим, педантичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки;
 
2.2.- как правило, неуверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;
 
2.3.- остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них;
 
2.4.- конформен, легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу;
 
2.5.- страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда - любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем и, прежде всего самому себе, свою значимость, что он чего-то стоит;
 
2.6.- ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть;
 
2.7.- нередко «уходит» в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни;
 
2.8.- слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости;
 
2.9.- становится часто занудой, раздражает окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе;
 
2.10.- имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре глаза часто отводит в сторону;
 
2.11.- подвержен неврозам неврастенического характера.
 
===================
Адекватность самооценки определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:

А). Познавательного, способствующего адекватности;
Б). Защитного, действующего в направлении, обратном действительности.
 
Самооценка связана также с самоуважением:

От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны:
- кто я такой;
- чего ждут от меня другие;
- в чем совпадают и расходятся наши интересы.
 
Уважающие себя люди имеют и свою ассертивную линию поведения:
они уравновешенны, не агрессивны, независимы".
(По материалам Интернета)
25.02.2019, 17:37
#2
Леди
Регистрация: 10.11.2018
Город: Москва
Сообщений: 37
Цитата:
Сообщение от ИвИв:
Карнаух: Самый сложный этап в личностно-деловом развитии - полное осознание уравнения Джеймса.
 
Уровень притязаний и самооценка личности. Критерии.
 
"Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.
 
Самооценка личности не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства, столь свойственное нашему далекому предку (по Дарвину). Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», но и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой стороны, самооценка принадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности. Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях.
По словам Т. Манна, человек, познавший самого себя, становится другим человеком.

 
В структуре самооценки выделяют два компонента:
- когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;
- эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).
 
Американский психолог У. Джеймс (1842 - 1910) предложил формулу для самооценки:
 
 
                                   Самооценка = Успех / Уровень притязаний
 
(примечание.    Карнаух:
                                     Самооценка = Результативность / Притязания )
 
Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.
 
Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.
 
КРИТЕРИИ:
 
1. При явно завышенной самооценке человек:

1.2.- приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс двухлетних детей («я лучше всех»);
 
1.3.- имеет идеализированное представление о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей (стараясь жить согласно этому идеальному «Я», часто создает ничем неоправданные трения с другими людьми; ведь, как говорил Ф. Ларошфуко, нет лучшего способа попасть в жизни впросак, чем считать себя лучше других);
 
1.4. - игнорирует личные неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает все, что мешает сложившемуся представлению о себе;
 
1.5.- истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность;
 
1.6.- становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не прислушивается к чужому мнению;
 
1.7.- экстернален, свой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами - с чем угодно, но только не с собственными ошибками;
 
1.8.- к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придиркам и зависти;
 
1.9.- как правило, ставит перед собой невыполнимые цели;
 
1.10.- имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности;
 
1.11.- легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;
 
1.12.- ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда -скрытое или явное негативное отношение к нему);
 
1.13.- подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и невезучий»);
 
1.14.- прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения;
- имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и устойчивый взгляд, командные нотки в голосе.
 
 
2. При явно заниженной самооценке человек:
 
2.1.- обладает преимущественно тревожным, застревающим, педантичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки;
 
2.2.- как правило, неуверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;
 
2.3.- остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них;
 
2.4.- конформен, легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу;
 
2.5.- страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда - любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем и, прежде всего самому себе, свою значимость, что он чего-то стоит;
 
2.6.- ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть;
 
2.7.- нередко «уходит» в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни;
 
2.8.- слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости;
 
2.9.- становится часто занудой, раздражает окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе;
 
2.10.- имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре глаза часто отводит в сторону;
 
2.11.- подвержен неврозам неврастенического характера.
 
===================
Адекватность самооценки определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:

А). Познавательного, способствующего адекватности;
Б). Защитного, действующего в направлении, обратном действительности.
 
Самооценка связана также с самоуважением:

От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны:
- кто я такой;
- чего ждут от меня другие;
- в чем совпадают и расходятся наши интересы.
 
Уважающие себя люди имеют и свою ассертивную линию поведения:
они уравновешенны, не агрессивны, независимы".
(По материалам Интернета)
Цитата:

==========================
Соглашусь,
Что осознать уровень притязаний и возможностей самый сложный.
Может имеет смысл для начала себя полностью спустить вниз, то есть оценить себя, что ты не способен или не умеешь, а потом по-тихоньку начинать себя двигать вверх?
Ведь, просчитать это уравнение невозможно, а значит можно только предполагать о своих возможностях,методом «тыка», попробовал-не получилось и вернулся вниз, или как?
25.02.2019, 18:05
#3
ИвИв (Админ)
Регистрация: 10.11.2018
Город: г. Екатеринбург
Сообщений: 292
Цитата:
  Леди:
Соглашусь, что осознать уровень притязаний и возможностей самый сложный.
Может имеет смысл для начала себя полностью спустить вниз, то есть оценить себя, что ты не способен или не умеешь, а потом по-тихоньку начинать себя двигать вверх?
Ведь, просчитать это уравнение невозможно, а значит можно только предполагать о своих возможностях,методом «тыка», попробовал-не получилось и вернулся вниз, или как?

При психокоррекции личности, самое сложное для психолога -  подвести клиента к уравнению Джеймса (в любой модификации). Потому, что никто и никогда не скажет про себя, что он взялся за неподъемную цель. И никакой психолог этого не скажет, даже если у него большой опыт консультирования.
Это невозможно ни рассчитать, ни прогнозировать и предсказывать.
 
Для примера далеко не надо ходить. Возьмем типологию Юнга с его психотипами. Какие тут основные "баги":
1. Психотип - это ярлык, как ни крути. И если его "приклеить на лоб" клиенту, то тот со всей правотой его может отвергнуть только потому, что он указывает на отрицательные стороны человека. Он возразит: "А куда вы дели развитие личности? Самовоспитание и пр.?:  Даже приписка, что, мол, тип типу рознь и люди всякие бывают, что они отличаются своим уровнем развития, не помогут.  Сложно и невозможно все просчитать.
2. Психотип предполагает конкретные профессии, вводя ограничения. И это самое ужасное. Скажите это выпускнику школы  в лоб, он обидится намертво. В школе учат, что перед молодежью открыты все дороги, и это правильно.
Если бы люди были роботами, как автомобили, у которых есть технические характеристики, то для каждого можно было бы  предсказать условия работы (жизни).
 
Но человек существо социальное и его будущее зависит от миллиона внешних параметров. Любой, самый захудалый лентяй и бездельник в силу неожиданных социальных обстоятельств может преуспеть в жизни за счет неожиданного социального лифта. По этой причине коучи говорят, что успех в жизни определяет коэффициент EQ, а не диплом ВУЗа. :appl:
Ответить