ЛИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
- Психокоррекция неврозов
- Любовь: 16 дорог (моя рассылка)
- Типоведение.Теория и практика
- Рефлекс цели. Тренировка
- Коучинг. Направления работ
- Отношения в семье
- Коучинг, вебинары
ПРОФЕССИЯ и КАРЬЕРА
- Профориентация и развитие он-лайн. "Т-группы"
- Получить "Личностно-деловой паспорт"
- Тест на профориентацию
- Профориентация ребенка
- Как успешно пройти собеседование
- Проф-карты психотипов
- Популярные профессии и психотип
- Весь набор резюме рекомендаций (скачать).
- Получи нашу рекомендацию
- Как провести собеседование с кандидатами
- Найди себя!
- Фото представителей психотипов
БИЗНЕС-ПСИХОЛОГИЯ
- VIP-имидж политика, бизнесмена
- Консалтинг
- Школа управления
- "КАДРЫ-911" - персонал по SKYPE
- Консалтинг,тренинги, вебинары.







Система Orphus

Новая профессия - КОУЧ!


Главная / ПУБЛИКАЦИИ / Статьи по психологии, коучингу, консультированию / Новая профессия - КОУЧ! /

Сообщение Карнауха И. на конференции "ПАРК" (Профессиональная ассоциация русскоязычных коучей). 11 марта. 2010г. Москва.

                                   О национальных особенностях профессии коуч.

 

Развивается только тот,
кто тренирует рефлекс цели.

 

 

Давно замечено, что во времена кризисов в обществе резко вырастает потребность в советах "Как жить?" За ними люди идут к кому угодно, но только не к специалистам - психологам. Сегодняшний экономический кризис яркое тому подтверждение, но в отличие от прошлых времен, в XXI веке уровень образованности населения стал выше и его уже не удовлетворяют советники от религии, мистики и магии. А что же психологи, сумели занять свое достойное место? К сожалению, эта ниша до сих пор пуста, психологи не могут справиться с таким социальным запросом, т.к. они продолжают ассоциироваться с психиатрами и приставка "пси-" по-прежнему отпугивает психически здорового человека. Не знаю, откуда появилось расхожее мнение, что в цивилизованных странах иная картина, конечно, уровень психологической культуры там выше, что позволяет относиться к врачу-психотерапевту, как к обычному врачу. Но когда речь касается не заболевания, а нормы, то ситуация ни в чем не отличается от нашей отечественной. И в этом есть объективная причина, потому что помогают эти специалисты в основном, невротикам, или же "предневротикам".

Я не первый из тех, кто отмечает, что авторами большинства психологических методик являлись психиатры, которые шли естественным для них путем - от патологии к норме. В итоге на практике появлялась порочная технология, по которой прежде чем работать со здоровым человеком, надо его "убедить" в том, что он похож на больного. И только после признания клиентом этого факта психологу становится ясным, что с ним делать дальше.

Необходим иной подход работы со здоровой личностью, и он не заставил себя долго ждать. Это коучинг, вобравший в себя как опыт древних времен, так и самые последние достижения в различных областях человековедения. В компетенцию коуча не входит лечение и даже профилактика, он помогает тем, кто желает оптимизировать свою жизнедеятельность, сделать ее более эффективной, как дома, так и на работе. Но до сих пор почему-то продолжаются в СМИ жаркие споры о том, кто же такой коуч, и чем он должен заниматься.

Один из вариантов перевода слова "коуч", означает "тренер", поэтому я бы предложил коучам придерживаться этой профессии. Но считать они должны себя тренерами не по физической культуре, а психической культуре. Иначе пройдет еще небольшой промежуток времени и коучей начнут окончательно идентифицировать с психологами, после чего потребуются активные усилия на реабилитацию столь нужной сегодня новой профессии.

Так как я сам являюсь бизнес-тренером, то остановлюсь на одном немаловажном замечании, подтверждающем мое предложение. Основателями коучинга считаются тренеры, работающие со спортсменами. Их клиенты отличались тем, что все они обладали высоко развитым рефлексом (РЦ) цели (по И.Павлову). И работать с таким благодатным клиентомпо постановке и достижению более высоких целейнесложно в силу наличия у них этого самого рефлекса. Проблема коучинга с обычным клиентом состоит как раз в том, что этот момент совершенно не учитывается. Считаю совершенно голословным девиз некоторых коучей, который они помещают на обложках своих книг: "Возможно всё!"  Но это же далеко от истины!

Перед тем, как с клиентом строить далеко идущие планы, надо сначала развить этот самый рефлекс до необходимого уровня. Мне могут возразить, сказав, что сам коуч не строит никаких планов для клиента, тот их выбирает самостоятельно, понимая какие цели ему по плечу, а какие нет. Но это теория, на практике все не так, коуч чаще всего молчаливо соглашается с нереальными планами клиента. Необходимо коучам этот момент учесть, чтобы не вызвать у населения быстрого разочарования в новой профессии.

В этой связи интересен опыт применения в коучинге типологии К.Юнга.

 

Поскольку моя работа в основном связана с консультированием топ-менеджеров, то поделюсь своими наблюдениями в этой сфере деятельности.

Есть группа психотипов, у которой РЦ является врожденным. Именно эта группа составляет до 85% от всех топ-менеджеров США (О.Креггер, Дж.М.Тьюсон). Все они обладают рациональным логическим мышлением (в формуле их психотипов присутствуют буквы TJ).К ним относятся: Администратор- ESTJ, Инспектор - ISTJ, Предприниматель -ENTJ и Аналитик- INTJ.

Пояснения: Т - функция, обозначения для "логики"  -  ясного логического мышления, не терпящего эмоциональных отвлечений; J  -  обозначение функции для "решающих" психотипов, у которых планирование своей деятельности является органической потребностью. Именно эти психотипы весьма редкие клиенты психологов и коучей, т.к. обладают внутренним локусом контроля и предпочитают все свои проблемы решать самостоятельно.

И теперь представьте ситуацию, что на предприятие пришел бизнес-коуч, с предложением провести коучинг с управляющей командой. Ясно, что работа будет не из легких, особенно для коуча, который по своему психотипу "Романтик", который живет по иным психологическим законам, "опираясь" на некие ожидания в надежде на удачу и везение. Но, как говорят: "Удача - не гарантия, надежда - не стратегия, а вера - не метод".

В отличие от них люди с развитым РЦ, опираются на свои силы и на свою самостоятельность (внутренний локус контроля).

Как показывают мои собственные наблюдения, в коучи сегодня идут те же самые люди, которых привлекает профессия психолога. В основном это вся группа психотипов "гармонизаторов" (NF). Их мышление полностьюпротивоположно группе людей "хард-менеджеров" (ST). Я уже не говорю о том, что они совершенно не дружат с основами тайм-менеджмента. Теперь понятно, что такого коуча топ-менеджеры не воспримут, ибо они его быстро "раскусят" по целому ряду косвенных признаков: по художественному беспорядку на столе коуча, его манере излагать мысли и пр.

И, тем не менее, лучшие коучи получаются из "гармонизаторов". У них есть одна важная особенность, они все обладают врожденной эмпатией, благодаря которой, люди идут к ним за советами. Вот почему среди психологов, психотерапевтов и коучей много представителей этого типа. И чтобы поднять рейтинг новой профессии, коучи обязаны знать все особенности своего писхотипа, его плюсы и минусы, что позволит им самим развить недостающие качества и завоевать авторитет у не только у простых клиентов, но и у сложных.

Приведу выписки из типовых характеристик представителейэтих групп психотипов, которые наглядно поясняют вышесказанное.

Портрет группы "гармонизаторов" - NF:

 

 Интуитивность (N) делает их мечтательными, возвышенными людьми, а этичность (F) -  тонкими эмоционально переживающими личностями.

Мысли этой группы психотипов направлены на несовершенство жизни, печальную судьбу талантливых людей. Они находятся в вечном поиске идеалов и духовной гармонии. Это люди страдальческого стиля, их интересует внутренний мир человека, все, что связано с гуманитарными науками.

Все они в какой-то степени пессимисты, хотя и пытаются заглушить свои тревожные предчувствия. Этот своеобразный аристократизм духа делает их непонятными и притягательными. Этому способствуют и их увлечения, которые часто связаны с мистикой и всем загадочным и необычным.

Но, несмотря на их житейскую неприспособленность, люди обращаются к ним в трудных жизненных ситуациях. Видимо, из-за их врожденной эмпатии сопереживать человеческому горю. Отсюда вытекают их нравственные искания, сомнения и колебания. Понятно, что большая часть поставщиков неврозов из этой группы.

Профориентация: психологи, менеджеры по персоналу, рекламе и PR.

Портрет группы "хард-менеджеров" :

Сенсорность (S) придает хард-менеджерам практичность и конкретность, а логика (T) - хладнокровие и расчетливость.
Эти люди обладают железной волей и мертвой хваткой. Так называемая, волевая сенсорика у них видна в каждом жесте, особенно проявляется она в тяжелом, свинцовом взгляде. Его очень сложно выдержать.
Вся эта группа является реалистами до мозга костей. Они терпеть не могут "всяких там умников", которые вместо того, чтобы делать дело, рассуждают в духе: "А вот если бы, да кабы, а вот я придумал идею".
Они ни ни за что не возьмутся за дело, если не понимают куда двигаются. Такие понятия как увлеченность, эмоциональный призыв, благодарность будущих потомков -  все это для них чистой воды пустая болтовня.
Практические задачи они решают быстро и эффективно.
Профориентация в бизнесе: управленческая деятельность.


Опираясь на типологическую статистику, можно сделать существенные на мой взгляд выводы, касающиеся особенностей "национального коучинга".

В типологии существует такое понятие как интегральный психотип той или иной большой группы людей и даже страны.

Например, педантичность немецкой нации хорошоотображена психотипом "Инспектор", американская предприимчивость -  "Предпринимателем", а загадочность и неповторимость русской души психотипом "Романтик".

Во многих западных странах группа психотипов "гармонизаторы"состоавляет 10 % от общей популяции, а в России она доходит до 40%. (см. табл.). Это говорит о том, что в нашей стране коучинг должен стать более востребованным, как нигде.

Поскольку чаще всего в коучинге нуждаются люди, относящиеся к этой группе психотипов, то я бы рекомендовал коучам включать в свои сессии ряд мероприятий, направленных наразвитие рефлекса цели.

Известно, что каждый клиент ищет своего коуча, с которым у него появится полное взаимопонимание (комплайенс). А это, как правило, коуч того же психотипа, что и клиент. Технологии НЛП позволяют несколько расширить диапазон воздействия коуча, но не настолько как это можно сделать с помощью типологии (типологический коучинг).

В этой связи хочется отметить работы коуча Донны Даннинг, широко использующей в своей работе типологию личности К.Г.Юнга (международный стандарт MBTI -  типоведение). Знание типологии позволяет коучу оптимизировать свою работу как за счет белее персонифицированного подхода к клиенту, так и за счет более совершенной работы надсобой, как главного "инструмента" коуч-процесса. Вот почему Д. Даннинг очень подробно и тщательно описывает в своих книгах психотип не только клиента, но и вторую сторону коучинга ? психотип самого коуча, ибо знание себя- это поло). В отечественной литературе, пожалуй, это первая книга, где используется такой подход в коучинге.По признанию международных экспертов это делает данную книгу коуч-технологией XXI века.

РЕЗЮМЕ:
Профессия "коуч" возникла вовремя! Кризис сегодня позволяет появиться многим новым профессиям, коучинг не должен быть в стороне. Правительства стран советуют своему народу остановиться и задуматься над тем, как они жили. Это, мол, благодатное время для пересмотра своих жизненных ориентиров. Но что делать более предметно, чиновники сами не знают. Впору бы профессии коуча оказать государственную поддержку. Думаю, что власти на это обратят свое внимание, еслиассоциации коучей будут активны в своих проявлениях, время еще есть. Для россиян, очутившихся в одночасье вновом времени, это новый взгляд на свою жизнь, философия коучинга позволяет впервые за долги годы без излишней суеты заняться ее обустройством, а не идеологизацией.

В этом плане хочется пожелать"Профессиональной Ассоциации Русскоязычных Коучей" (ПАРК) успехов в этом столь необходимом и актуальном деле.

 

Существенное типологическое примечание: Для полной убедительности все вышеприведенные размышления сделаны на крайних и ярких психотипах. В жизни большая часть людей относятся к стертым психотипам. Конечно, все это теория, не забывайте! Жизнь человека богаче всех теорий вместе взятых. Один и тот же психотип в разных людях проявляется по-разному. Многое зависит от его уровня развития ? это воспитание, самовоспитание и прочее.

В моей психологической практике психотип мне служит всего лишь системой координат, позволяющей сделать коуч-сессию более эффективной. ЛДП- хорошое подспорье при составлении личных планов клиента.

Следует сказать несколько слов в адрес соционики, которая является отечественным вариантом развития идей К.Юнга. Соционика сегодня еще недостаточно проработана, в частности она "грешит" своими попытками математизировать сложный мир человеческих взаимоотношений, чем вызывает заслуженные нарекания от представителей "классической" психологии. Я же использую в своей практике сочетание типоведения и соционики.

Используемаялитература:


- D. Dunning "TLC at Work: Training, Leading, Coaching All Types for Star Performance". USA.2004).

- Карнаух И., Танаев В. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Типология на работе и дома). 3-е изд., перераб. и доп. - Серия Психология бизнеса. Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 2010. 380с. (в продаже  -  2-й квартал 2010 года).

- Национальная идея находится в коучинге и в...Невьянске. Областная газета. 22 мая, 2004г. (../publications/naz_idej)

Карнаух И.

г. Екатеринбург
Психологическая коучинг-мастерская Ивана Карнауха.
Руководитель отдела психологии ИТАР-ТАСС-УрФО.