ЛИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
- Психокоррекция неврозов
- Любовь: 16 дорог (моя рассылка)
- Типоведение.Теория и практика
- Рефлекс цели. Тренировка
- Коучинг. Направления работ
- Отношения в семье
- Коучинг, вебинары
ПРОФЕССИЯ и КАРЬЕРА
- Профориентация и развитие он-лайн. "Т-группы"
- Получить "Личностно-деловой паспорт"
- Тест на профориентацию
- Профориентация ребенка
- Как успешно пройти собеседование
- Проф-карты психотипов
- Популярные профессии и психотип
- Весь набор резюме рекомендаций (скачать).
- Получи нашу рекомендацию
- Как провести собеседование с кандидатами
- Найди себя!
- Фото представителей психотипов
БИЗНЕС-ПСИХОЛОГИЯ
- VIP-имидж политика, бизнесмена
- Консалтинг
- Школа управления
- "КАДРЫ-911" - персонал по SKYPE
- Консалтинг,тренинги, вебинары.







Система Orphus

Дом-2: мне хочется мужа, дом и качели.


Главная / ПУБЛИКАЦИИ / Дом-2: мне хочется мужа, дом и качели. /

http://itartass.ur.ru/analit/review/?id=296

04/09/2007

Реалити-шоу всегда вызывают неоднозначную реакцию. Их осуждают, обвиняя, что особо восприимчивые участники совершают суицид, когда их выгоняют из проекта. В России некоторые реалити-шоу обвиняют в ?систематической эксплуатации интереса к сексу?. Не смотря на то, что возникли эти проекты в США, в книгу рекордов Гиннеса как самый продолжительный попал отечественный проект "Дом-2".

За запрет показа реалити-шоу неоднократно выступали и политики, и общественные деятели. И все же "Дом-2" - это образец определенной молодежной субкультуры. Именно через такие программы формируются и передаются в обществе стереотипы. По данным исследования, проведенного Московским государственным педагогическим университетом, "передача "Дом-2" отражает один из пластов молодежной субкультуры, который не лучше и не хуже любой другой. Он существует объективно, вне зависимости от передачи "Дом-2" и является результатом происходящих в современном мире изменений".

По данным исследования, проведенного ВЦИОМ, среди основных мотивов, по которым россияне смотрят реалити-шоу "Дом-2", преобладают те же, по которым смотрят и другие телепередачи. Самый популярный ответ - "чтобы провести время" (48%), "чтобы отдохнуть, развлечься" (31%). Трети аудитории нравится наблюдать за развитием отношений между участниками (30%). 5% аудитории проект помогает строить отношения с новыми людьми.

Иван Карнаух, психолог:

Многим реалити-шоу нужно для укрепления самооценки. Люди хотят убедиться, что их проблемы не такие уж и сверхсложные, они точно такие же, как и у этих простых ребят. Но вопрос в другом. В отличие от Запада, телевидение в России очень референтно, оно играет роль некоего гипнотизера - ему безоговорочно верят, ему подражают, у него учатся. Этот феномен зиждется на гипнабельности населения, обычно это не более 10 -15 % процентов от общей популяции. В России же такая прослойка населения значительно больше и может доходить до 20-25%. И это нужно знать идеологам телевидения делать соответствующие выводы.

Проект уже идет более 3 лет, многие из героев становятся кумирами, примерами для подражания. В проекте показано, каким должен быть идеальный мужчина, Как должна вести себя девушка, что думает молодежь о браке и семье. Несомненно, все это влияет на менталитет аудитории реалити-шоу, формируя определенные модели поведения, присущие участникам проекта.

Иван Карнаух, психолог:

Оцените героев и вы поймете, кто зритель. Только что на экранах появилась аналогичная "Дому-2" программа - "Фабрика звезд -7". Та же самая идея - круглосуточное вещание в Интернете - показ обыденной жизни, закрытых в помещении участников очередного знаменитого музыкального проекта. Отличие в одном. Герои не только внешне красивы и обладают певческим талантом, но и интеллектуально развиты. Одним словом - это юные актеры. Вот за их жизнью с интересом будут наблюдать не только "коренные зрители"  Дома -2", но гораздо более широкая аудитория. Так что "Дом-2" доживает свои деньки.

В рамках совместного проекта факультета социологии Уральского государственного педагогического университета и аналитического центра "ТАСС-Урал" магистр социологических наук Анастасия Ярошенко в мае 2007 года проанализировала 10 передач реалити-шоу "Дом-2". Было выявлено несколько стереотипов, которые поддерживаются участниками проекта.

Во-первых, в проекте постоянно обсуждалось и показывалось отношение к тому, как должен вести себя молодой человек по отношению к девушке. Настоящий мужчина "должен быть героем, таким, который добивается", считают девушки. Мужчина - это защитник, настоящий мужчина должен "быть рыцарем, защитить свою даму". Девушка же в ответ должна давать мужчине "любовь и ласку": "Ты не хочешь мне помогать с моими проблемами, а хочешь, чтобы я давала тебе любовь и ласку", возмущается участница реалити-шоу.

В свою очередь, образ женщины как хранительницы очага уходит в прошлое: "Я унижаюсь перед тобой. Я не буду кричать, я буду готовить, стирать - все что хочешь". Итак, приготовление пищи и поддержание порядка в доме воспринимается не как прямая женская обязанность, а как "унижение?" Об этой же тенденции свидетельствуют всероссийские опросы. Так, по данным исследования, проведенного фондом "Общественное мнение", 73 процунта россиян полагают, что ведение домашнего хозяйства - обязанность и мужа, и жены. Однако не во всех сферах идут изменения. По-прежнему 60 проц россиян полагают, что зарабатывать деньги должен, в первую очередь, мужчина.

Не смотря на то, что стереотип женщины-домохозяйки, хранительницы очага участники проекта пытаются разрушить, все же преобладают представления о доминирующей роли мужчины в отношениях с женщиной. И попытки разрушить это представление, нет. "Дело в том, что в любых отношениях между мужчиной и женщиной право принадлежит мужчине, как бы вам этого не хотелось".

Судя по поведению девушек в проекте, основная цель в жизни женщины - выйти замуж. "Мне вообще хочется мужа, дом, качели". Стереотип образа девушки ?получить образование - выйти замуж - родить ребенка - четко прослеживается в проекте. "Вроде бы все устаканилось, у меня кольцо на пальце". Этот же стереотип присутствует и в обществе. Так, по данным всероссийских опросов, каждый четвертый россиянин считает, что главное для женщины - удачно выйти замуж (27 проц. при ответе на вопрос "Если бы у вас в семье была (или если есть) дочь-подросток, то с чем прежде всего вы связывали бы ее будущее - с удачным замужеством или с хорошей работой?" выбрали вариант  -удачное замужество).

Однако, то, что происходит после свадьбы, не устраивает участниц проекта. "Ну, мы с Настей говорили, она же была замужем, и говорит, что как только замужество, как только мужчина слышит ответ "да", он сразу расслабляется и позволяет себе что-то не делать". Итак, есть противоречие. Общество навязывает образцы поведения: каждая девушка должна выйти замуж. Однако современных девушек уже не устраивает положение жены-хранительницы очага, поэтому жизнь после свадьбы возмущает участниц проекта, у которых уже был опыт замужества.

Еще один вывод, который можно сделать при анализе проекта "Дом-2" - изменение представления о дружбе.

Иван Карнаух, психолог:

Дружба как явление исчезает. Социальной предпосылкой дружбы является потребность во взаимовыручке, когда окружающий быт заставляет нас бороться за выживание. Я говорю своему другу, что отдам тебе последнюю рубашку, когда тебе станет трудно, и даже не сомневайся в этом. Взамен я ожидаю того же. Такую дружбу надо поддерживать и беречь, на все это требуется время. Его не жалко, поскольку это жизненная необходимость иметь гарантию своего жизнеобеспечения. Сегодня вдруг психологи стали замечать, что современный человек не имеет друзей в классическом понимании этого явления. Поговорить по душам он может дома со своей супружеской половиной, для этого не нужен кто-то посторонний. Друзья вдруг стали просто приятелями. К друзьям стало просто некогда ходить. И это не страшно - это следствие зажиточной жизни.

Назвать реалити-шоу "Дом-2" учебником жизни, конечно, нельзя. Однако все же проект показывает, какие стереотипы есть у нас в обществе и как поддерживает или борется с ними молодежь.