ЛИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
- Психокоррекция неврозов
- Любовь: 16 дорог (моя рассылка)
- Типоведение.Теория и практика
- Рефлекс цели. Тренировка
- Коучинг. Направления работ
- Отношения в семье
- Коучинг, вебинары
ПРОФЕССИЯ и КАРЬЕРА
- Профориентация и развитие он-лайн. "Т-группы"
- Получить "Личностно-деловой паспорт"
- Тест на профориентацию
- Профориентация ребенка
- Как успешно пройти собеседование
- Проф-карты психотипов
- Популярные профессии и психотип
- Весь набор резюме рекомендаций (скачать).
- Получи нашу рекомендацию
- Как провести собеседование с кандидатами
- Найди себя!
- Фото представителей психотипов
БИЗНЕС-ПСИХОЛОГИЯ
- VIP-имидж политика, бизнесмена
- Консалтинг
- Школа управления
- "КАДРЫ-911" - персонал по SKYPE
- Консалтинг,тренинги, вебинары.







Система Orphus

Карнаух И. Суть моего подхода к практической психологии.


Главная / ПУБЛИКАЦИИ / Статьи по психологии, коучингу, консультированию / Карнаух И. Суть моего подхода к практической психологии. /

Таблица психотипов

Моя методика родилась благодаря
долгим годам кропотливой работы.

О типологии и рефлексе цели.
Экскурс в практическую психологию.

 То что, психологию еще рано называть наукой в полном понимании этого слова, считают сами психологи. Если же взглянуть на практическую психологию с обывательских позиций, то от нее ожидают одного: скажите, как стать счастливым и успешным?  От психолога хотят получить рекомендации и советы, по эффективному решению своих задач и проблем.
   Практическая психология, на мой взгляд, совсем недавно сделала очередной большой шаг в разряд науки. Произошло это после того, как ее методы стали давать более ощутимые результаты, за счет чего, скажу немного позже, а сейчас несколько слов о развитии практической психологии, которое можно разбить на два этапа.

Первый этап: 
   А). Что сделано в практической психологии.
На этом этапе шло постепенное накопление знаний о человеке, после чего начались попытки их систематизации.
    Б). Практическая психология для здоровых людей.
Принято считать, что советы, которые даются классической психологией, должны подходить абсолютно любому человеку. Сшит, якобы, универсальный костюм, который впору всякому, кто его наденет. В школе учителя твердят ученикам, что те могут стать всем, кем только пожелают, для этого надо только хорошо учиться. Но, как известно, жизнь чаще всего говорит нам о том, что этого недостаточно. Причиной малой эффективности практической психологии в применении к здоровому населению (в клинике она работает отлично), является тот факт, что её творцы в основном врачи-психотерапевты и психиатры.
    Свои методы, апробированные на больных неврозами и психозами, они обобщили и предложили их здоровым людям, считая, что если уж они подошли невротикам, то здоровым людям подойдут обязательно.
     Забегая вперед, скажу, что такой подход оказался ложным в силу того, что большая часть невротиков это представители определенной группы психологических типов с ядром личности NF(эмоциональные мечтатели). Так что опыт общения у врачей накоплен в основном с этой частью населения. Вот почему, предлагаемые "универсальные технологии", которые пригодны только для этой группы, совершенно не подходят к другим трем группам психотипов -- жестким прагматикам (ST), абстрактным теоретикам (NT) и социальным практикам (SF), общее число которых составляет 60%.

Второй этап:
    А). Что сделано в практической психологии.
Появилась современная технология работы со здоровыми людьми -  коучинг (технология, "склеившая" между собой все практики эффективной работы с личностью).
     Б). Практическая психология для здоровых людей. Следует учесть, что коучинг только развивается и окончательно еще не оформился. По замечанию Эрика Парслоу и Моники Рэй, осталось недолго ждать "интеллектуальной революции" и коучинг станет нормой нашей жизни: "К концу следующего десятилетия коучинг и наставничество, по нашему убеждению, столь четко установятся и интегрируются в профессиональную и общественную жизнь, что будут восприниматься всеми как должное и все будут считать, что "именно так и происходит обучение" (Коучинг в обучении: практические методы и техники. - Спб.: Питер, 2003. с.15).

     Не всё сегодня в теории коучинга бесспорно, например, одно из заблуждений, на мой взгляд, кроется в провозглашенном девизе: "Возможно все!". Российские издатели книг по коучингу поспешили этот слоган включить на лицевые обложки. Возможно, это сделано специально из коммерческих соображений. Кстати, в своей серии книг, посвященной коучингу, мы не стали этого делать (**). Такой призыв напомнил мне ту эйфорию, которая была во время расцвета эпохи тренингов. Тогда казалось, что с помощью таких тренингов действительно возможно все, что только может представить себе человек. Сегодня все больше появляется психологов, которые делают поправку к этому постулату, говоря, что человек "может не всё", а только максимально реализоваться в определенной сфере деятельности, к которой у него имеются предрасположенности!
      После такой поправки возникает естественный вопрос: "А как определить эти способности?". Именно этот момент является камнем преткновения для практических психологов. Берусь утверждать, опираясь на свою практику, что исчерпывающий ответ на этот вопрос сегодня может дать типология К. Г. Юнга (в современном изложении - типоведение, соционика). Типологический подход, в отличие от других методов, предоставляет то, о чем мечтает каждый психолог, он предоставляет высоко вероятностный прогноз успешной реализации человеком своего врожденного потенциала. Именно с этого момента психолог становится настоящим профессионалом своего дела. Типология позволяет создать методологию развития тех или иных психологических качеств, необходимых, для личностно-профессионального развития человека. Вместо десятков советов "вообще", она находит реальных одно-два  "самых слабых звена" и дает прицельные рекомендации в приложении усилий. В этом случае психокоррекция становится намного эффективней и дает достаточно быстро свои результаты. В этом плане большим подспорьем может оказаться уникальная для отечественного коучинга книга, посвященная применению типоведения в практике коучинга, которую мы перевели и подготовили к выпуску: Д. Даннинг "TLCна работе". 
    Еще пятнадцать лет назад я сталкивался с жесткой критикой коллег, особенно ученых-психологов, которые утверждали, что данная типология носит умозрительный характер, и максимум на что она может претендовать, так это на еще одну типологию личности, которых уже целая дюжина. Но эта методика создана для практических целей и психологам-теоретикам, которые пытаются ее освоить, она не под силу. Их ахиллесова пята в том, что они часто ошибаются в диагностике, а такая изначальная ошибка делает методику абсолютно непригодной к работе, ибо следствием такой ошибки будут сплошные артефакты. Почему-то принято считать, что если перед тобой психолог, то он является специалистом по людским душам, то есть, может помочь тебе советом. Увы, это не так, психолог-теоретик также далек от психолога-практика, как космонавт от тракториста. Не все психологи имеют способности к практической работе, это особая сфера деятельности, требующая в первую очередь проявления эмпатии. В отличие от академических ученых, психологи-практики обладают иными типологическими качествами, например, из людей, относящихся к группе психотипов NF, получаются самые лучшие практические психологи, так как они имеют в структуре ядра личности врожденную интуицию на человеческие взаимоотношения. Не зря эта группа названа "гармонизаторами". А идеальные теоретики-психологи обычно из другой, противоположной группы - NT, которая называется адекватно - "исследователи".

     Итак, если говорить очень коротко, то в практической психологии для себя я сделал два открытия.
 Первое, что меня удивило своей практичностью - это теория психотипов К.Юнга.
работы Ганса Селье помогли мне понять онто- и филогенез развития психотипа. С точки зрения психофизиологии, психотип образуется из врожденной внутренней энергии (по Г.Селье - адаптивной энергии - АЭ). Каждый человек имеет врожденный и приобретенный психотипы.
  И второе открытие заключается в том, что в основе механизма эффективной деятельности лежит знаменитый рефлекс цели, описанный И.П.Павловым. Успех человеку обеспечивает именно этот рефлекс, который у каждого психотипа изначально присутствует в различной степени. И типологический коучинг - прекрасная технология для его развития. Об этом стоит рассказать чуть подробнее.

Тренировка  рефлекса цели.

Этапы тренировки рефлекса цели.

1. Подготовительный этап.

В семидесятые годы я познакомился с работами отечественных исследователей Аршавским и Ротенбергом, которые являются авторами концепции "поисковой активности". Они пришли к следующему выводу: чтобы не заболеть неврозом, т.е. сохранить свое психическое здоровье, следует придерживаться активной жизненной позиции - соблюдать принцип поисковой активности, то есть даже в самой безвыходной ситуации продолжать искать выход.
   На подготовительном этапе воспитания в себе рефлекса цели, необходимо отчетливо осознать влияние механизма поисковой активности на здоровье. Это касается в первую очередь, тех, кто не имеет врожденного развитого рефлекса цели. На этот этап уходит обычно от трех до шести месяцев тренировок. Для начала надо задаться вопросом, не как стать успешным, а как быть психически здоровым! При слове "успех" мы думаем о реализации поставленной цели, о конкретных достижениях. А если не получится?  И второй раз не получится?  В жизни столько неизвестностей. Поэтому вернее будет позиция, которая призывает человека не к достижению "во что бы то ни стало", а к вариативности цели ("не догоню, хоть согреюсь"). Поэтому лучше задачу поставить по иному. Нужны не постоянные рекорды-достижения, а необходимо сначала воспитать в себе, а затем поддерживать в боеготовности механизм неустанной поисковой активности. Важен любой результат, и не обязательно с 100%-ой гарантией. По началу такой опыт будет ценнее, чем результат.
    Самое главное на этом этапе - научиться поддерживать источник полнокровной жизни, огонь в очаге своих мотивов - механизм поисковой активности. Непрерывный поиск оптимальных решений поддерживает в "боевом" состоянии психофизиологический аппарат активной жизни человека, т.е. является базисом нашего психического и физического здоровья.
   Успех все привыкли определять обязательным достижением цели как таковой. А ведь для организма реализация цели всего лишь означает, что он остается "на плаву" и двигается дальше. Вспомните окрыляющие слова из песни Лозы: Плот мой не так уж и плох!
   Коучи утверждают, что правильно сформулированная цель - половина успеха. Выполнить эту, казалось бы, легкую задачу не так-то и просто. Дело в том, что процесс постановки цели непрерывно связан с прогнозированием возможного достижения результата. Неосознанно мы выбираем задачи, которые нам по плечу, иначе могут произойти сбои как физические, так и психические. Мозг мгновенно просчитывает жизнь человека дальше целеполагания, пытаясь дать свой прогноз. Мы инстинктивно понимаем на сколько данная цель нам по силам и возможностям. Работу мозга можно сравнить в этот момент с работой мощного компьютера, ясно, что с такой задачей справится только "мозг хорошо устроенный". Человек, витающий в облаках, постоянно отвлекающийся, чрезмерно эмоциональный, несобранный и т.п., а тем более невротизированный, безусловно, не готов к эффективной деятельности. Хорошо сказал по этому поводу писатель О. Генри: "Из тех, кто страдает избытком чувствительности, настоящие деловые люди не получаются".Чаще всего у невротиков в цепочку рассуждений по принятию решений вкрадывается так называемая "обученная беспомощность". 
  Такая беспомощность в человеке появляется не сразу, а складывается на протяжении достаточного количества лет, прожитых бесцельно и бессмысленно. Что делать, чтобы такого не случилось? Оказывается, что "поломки в психике" начинаются с потери самоуважения, когда пропадает позитивная самооценка. Исправная работа механизма поисковой активности, поддерживается адекватным "Я-образом", он в порядке - ты в порядке, и все о-кей! Жизнь прекрасна! Но этот образ складывается постепенно и он очень устойчив, его нельзя сменить в одночасье. Вот почему важно не упустить того момента, когда он только-только зарождается. Теперь понятно, как важно поддерживать родителям в своем малыше тягу завязать самостоятельно шнурки. Когда он говорит: ?Я ? сам!?, не мешайте ему, пусть развивает рефлекс цели.
        Ни в коем случае не стоит утверждаться в мысли, что главное не результат, а участие. Этот принцип помогает реально жить, а не бороться за жизнь, просыпаться утром с мыслью, что каждый день как подвиг, ведь при таком подходе нет места отчаянию, человек продолжает полноценно жить. Только на таком благоприятном фоне возможно заняться тренировкой рефлекса цели.

2. Основной этап.

   После того, как будет усвоен принцип непрерывной поисковой активности (на поведенческом уровне), когда сформируется устойчивый динамический стереотип, можно вплотную заняться трансформированием его в рефлекс цели. В отличие от поисковой активности, где не так важен результат, рефлекс цели подразумевает обязательное достижение конкретных целей. Цель без результата - не цель.
   Человек, действующий на основе рефлекса цели, похож на профессионального спортсмена. Спортивную форму необходимо поддерживать физическими тренировками в спортзале. Для успешного менеджера тренировочной средой является его профессиональная деятельность, где он нацелен на получение результатов. Для того и другого остановки в систематических тренировках приводят к поражениям.
   У каждого человека свой жизненный путь. Огромную роль в его выборе играет биологический организм, который инстинктивно ставит задачи, исходя из своих психофизиологических возможностей. Прекрасно сказал по этому поводу великий психотерапевт Карл Роджерс: "Хорошая жизнь -  это движение по пути, выбранному человеческим организмом".
   
Своими психическими вмешательствами, например, при горящем желании срочно стать успешным, мы можем "перенапрячь" свой организм и тем самым испортить тонкий механизм жизненной саморегуляции. Это, конечно, может привести к временному успеху, но платой тому будет невротическое расстройство личности. Вот почему важно тренировать рефлекс цели методом постепенных приближений. Нужно время, чтобы успевали закрепиться новые нарождающиеся психологические механизмы. Если рассматривать этот процесс глубже, то следует помнить, что у каждого человека имеется свой запас жизненной энергии -  АЭ, который не бесконечен и имеет постоянный показатель.
   Можно сказать, что в ходе тренировок рефлекса цели у человека добавляется не количество энергии, а повышается эффективность использования имеющейся АЭ. То есть, происходит это не за счет количественных приращений, а за счет качественных изменений. Кто-то скажет, а какая разница, что там внутри меня происходит, основным для меня является конечный результат. Стоит повторить, что этого результата может и не быть, если не понимать одного важного момента, что цели должны выбираться по силам, а не по желанию-хотению. Не зря в Библии сказано "Да воздастся каждому по силам его!". И тогда результат не замедлит сказаться. А результат при таком подходе будет обязательно, поскольку все цели будут реальными. Добавим, что для поддержания "спортивной формы", цели надо чуть-чуть завышать, выбирая цель "на цыпочках", делая, таким образом, вызов самому себе.
    Итак, рефлекс цели развивается тренировками под руководством тренера (коуча). И его тренинг-воспитание успешности ничем не отличатся от подготовки спортсмена, желающего стать чемпионом. Потребуются месяцы и месяцы упорных тренировок.
    Если говорить о менеджерах-управленцах, то рефлекс цели помогает им научиться организовывать себя, а, научившись управлять собой, они могут смело переходить к управлению другими. Исполнители подчиняются охотно только тем, кому могут позавидовать в самоорганизованности! Да и без этого рефлекса руководитель не справится с функцией контроля ибо управление означает "организацию" плюс "контроль".


(*)  - речь пойдет только о сугубо практических технологиях работы со здоровым населением.
(**)  - речь идет о проекте издательства "У-Фактории" по выпуску серии книг, посвященных коуч-технологиям с названием "Coaching:Тренинг жизненного успеха". Руководитель проекта -Карнаух И. Вышла в свет первая книга: А.Сорокоумов. Стратегии успеха в эпоху перемен: Коучинг игроков в бизнесе. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 528с. Тир. 10 тыс.экз.

 

 Карнаух И.