ЛИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
- Психокоррекция неврозов
- Любовь: 16 дорог (моя рассылка)
- Типоведение.Теория и практика
- Рефлекс цели. Тренировка
- Коучинг. Направления работ
- Отношения в семье
- Коучинг, вебинары
ПРОФЕССИЯ и КАРЬЕРА
- Профориентация и развитие он-лайн. "Т-группы"
- Получить "Личностно-деловой паспорт"
- Тест на профориентацию
- Профориентация ребенка
- Как успешно пройти собеседование
- Проф-карты психотипов
- Популярные профессии и психотип
- Весь набор резюме рекомендаций (скачать).
- Получи нашу рекомендацию
- Как провести собеседование с кандидатами
- Найди себя!
- Фото представителей психотипов
БИЗНЕС-ПСИХОЛОГИЯ
- VIP-имидж политика, бизнесмена
- Консалтинг
- Школа управления
- "КАДРЫ-911" - персонал по SKYPE
- Консалтинг,тренинги, вебинары.







Система Orphus

Типологический коучинг.


Главная / УСЛУГИ / БИЗНЕС-ПСИХОЛОГИЯ / Школа управления / Типологический коучинг. /


Российская Ассоциация Бизнес-Образования (РАБО)
Урало-Сибирский Институт Бизнеса (USIB)
при содействии ПравительстваСвердловской области
Международная научно-практическая конференция
"Российское бизнес-образование: зарождение евразийской концепции".
19 - 20 сентября 2006 года
                                                                                    Доклад (полный текст)

Карнаух И.И.
Типологический коучинг:
реинжинирингделовых качествменеджера.

 

 

Коучинг для менеджера.

 

Коучинг  (coaching   -  от англ.тренировать, содействовать) предназначен для расширения возможностей людей, ставящих перед собой задачи профессионального и личностного роста. Он направлен на реализацию планов в самых различных областях жизни: образовании, здоровье, бизнесе, карьере. На Западе коучинг получил широкое распространение. Ему прочат большое будущее, коучинг соединил в себе все последние достижения практических наук по человековедению (психология, психотерапия, философия, менеджмент). Это непонятное и к тому же труднопроизносимое слово стремительно врывается в наш лексикон и вскоре станет таким же привычным как "компьютер". Ученые считают, что к 2010 году в мире произойдет интеллектуальная революция в сфере обучения и управления.
   
До появления коучинга его задачи решала практическая психология, которая обязана своим рождением в основном клинической практике психотерапии. И это оставило свой специфический след, поскольку со здоровой личностью продолжали обращатьсякак с больным- невротиком. Как тонко подметил известный психолог-новатор Николай Козлов, что психологи,занимаясь со здоровыми людьми классическими методами групповой психотерапии,чаще всего готовят "профессиональных больных".
   
Но коучингне мог появиться раньше, так как просто не хватало научных знаний, да и потребовался накопительный период, чтобы экономика "сделала заявку" на такую технологию в полной мере. И наступилаэпоха коучинга -период перехода от консалтинга предприятия к консалтингу личности. Знаменитый "реинжиниринг корпорации" (М.Хаммер,Дж.Чампи, 1993), не успев вступитьв свою развитую стадию, исчерпал свои возможности и возникла естественная потребность в реинжиниринге личности менеджера, основного узла любого бизнес-процесса.
 
В свое время об этом сказали российские исследователи Карнаух И. и Танаев В., утверждая, что реинжиниринг должен дополняться "адекватными менеджерами"(монография "Практическая психология управления": М.,АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2003, 2004).Екатеринбургские авторы утверждают: мало найти адекватного менеджера, его надо постоянно держать в "спортивной форме!, тренируя и развиваяс помощью коучинга. Только тогда Ваш бизнес будет развиваться непрерывно!

 

Почему возник спрос на коучинг?

Весь мир погружен в рыночные отношения, в том числе и личность производителя. Это естественное развитие мира, а не искусственное, в котором долгое время находилась Россия. Сказанное означает, что наша психическая жизнь, нашивзаимоотношения подчиняются экономическим законам. В частности, понятие "конкуренция" играет большую роль не только в профессиональном развитии человека, но и в становлении его личностныхкачеств.
  
Развитие фирмы можно сравнить с развитием личности. Задачей любого бизнес-консалтинга является продвижение фирмы вперед. Это в чистом виде экономическая задача, которая решается экономическими методами по отношениюк предприятию, к происходящим на нем бизнес-процессам.
   
Многие психологи-консультанты, занимаясь развитием личности менеджеров, испытывают внутреннее противоречие, видя, что их методы не всегда дают обещаемого результата. Происходит это от того, что классическая психологическая наука (*) не имеет универсального практического инструментария, который подходил бы к любому здоровому человеку. Вот почему практическая психология не является наукой как таковой, и она, в лучшем своем варианте, являетсяискусством - уникальныммастерством психолога.
-------------------------------------------------
(*) - отметим, что до сих пор типоведение, соционика стоят особняком от общепринятой классической психологии.

 

Критерии деловой эффективности.

  Так чему же надо тренировать менеджера?  Если ответить кратко, то конкурентоспособности, которая выражается успешностью, как в личной жизни, так и в социально-экономической. Это похоже на тренировки спортсменов-профессионалов, где главное это результат, а не участие. Поэтому тренер (коуч) бывает иногда жестким и требовательным. Ясно, что к этому готовы далеко не все, и в первую очередь люди, страдающие неврозами. Отсюда модифицированные клинические психотерапевтические технологии в бизнесе оказываются непригодными. Имеется в виду классическая психотерапия. Здесь можно привести замечание того же Н. Козлова, чтосуществуетнастоящая практическая психология и "психологня".
  
В бизнесе к психологическому консалтингу относятся с большой настороженностью, т.к. некоторые психологи, не задумываясь, обещают менеджерам научить их с помощью свлих психотехнологий продаватьв несколько раз больше, вести переговоры только в свою пользу и т.д.Но вот заканчиваются такие тренинги и через месяц-другой проходит эйфория от занятий,после чего приходит понимание, что только собственный кропотливый труд является главным стержнем в любой технологии успеха. Конечно, пользу инструментальных бизнес-тренингов нельзя отрицать, более того они просто необходимы, но преувеличивать их роль не стоит, это только в очередной раз дискредитирует психологический консалтинг.
 
Что же следует делать психологам, работающим в бизнес-консультировании?
  
Выход только один - работать по технологиям, дающим эффективность в конечном, экономическом результате, который можно измерить, а для этого психология должна быть буквально ?пропитана? экономикой. Она обязана работать в максимально предметно-конкретных показателях, где есть цифры, даты, объемы и т.д., например:

-скор-карты ( бланки обратной связи);
-основные направления деятельности, позволяющие достичь цель, составленные на основе эксперт-анализа (по Парето это 20% тех качеств, которые требуют развития, чтобы достичь хотя бы 80%-го результата);
-критерии оценки деятельности (КОД), как самого клиента, так и коуча;
-модель конечного результата труда (МКР) менеджера;
-конкретные "Планы личностно-профессионального развития" менеджера;
-и даже штрафные коэффициенты (например, по оплате труда коуча!);
-спец-бланки проведения коуч-сессий, в которых это все отображено.


   

И, наконец, самое основное - коучу необходимо знать реальные ресурсы клиента, чтобы строить эффективныепланы личностно-профессинального развития, а не воздушные замки. Без "Личностно-делового паспорта" (ЛДП), который составляется на основе знания психотипа менеджера, здесь просто не обойтись. Проблема в том, что правильно определить психотипсовсем непросто, требуется большой опыт диагноста.Стоит указать, что в последнее время распространение получает компьютерная диагностика, например метод Extended DISC или Визуально-компьютерная психодиагностика (ВКПД) по А.Ануашвили, но сегодня в этих методиках вопросов больше, чем ответов. 
   
    Знаменитая формула Дениэла Канемана (Нобелевская премия в экономике 2002г.), определяющая успешного бизнесмена, выглядит так:
                       Успех в экономике = (знания + интуиция - эмоции).

   С психологических позиций в соответствии с международным стандартом кадрового менеджмента АРТ (AssociationforPsychologicalType) наиболее успешными бизнесменами являются те, кто относятся к психотипу с соответствующим названием - "Предприниматель" (ENTJ).Эти люди обладают интуицией прогноза, строгим логическим мышлением, что исключает субъективное влияние эмоциональной составляющей (преобладание деловой логики над этикой), развитым внутренним локусом контроля, что в целом мы называем рефлексом цели или своеобразной "автоматическойсистемой наведения на цель". Как правило, многие известные бизнесмены мира относятся к этому психотипу, но в отличие от рядовых предпринимателей, они имеют еще одно дополнительное качество -  развитый эмоциональный интеллект (EQ). В своих занятиях с менеджерами мы вкладываем в это понятие несколько иной, более практический, на наш взгляд, смысл. Сегодня эмоциональный интеллект становится нормой международного бизнеса, а российский менталитет в первую очередь характерен именно этим свойством. Вот почему можно прочить EQ в качестве одного из слагаемых для эталона современного отечественного бизнесмена.
   
В результате многолетней работы мы создали реальные модели для "идеального бизнесмена", "идеального управленца", "идеального продавца" и т.д., которые взяты за учебный базис в коучинг-процессе. Она является основой для развития тех или иных качеств для каждого конкретного психотипа. Необходимо здесь отметить, что успешным менеджером может стать любой психотип, который имеет достаточный исходный уровень личностного развития. Для этого нами разработана программа тренировки управленческой компетентности для топ-менеджеров на основе типологического коучинга, которую мы с успехом применяем на консультируемых предприятиях уже более десяти лет.
   
Итак, коуч "натаскивает" менеджера на успешность, как тренер - спортсмена на рекорды, или развивает в нем высокую конкурентоспособность.При социализме такого понятия не существовало, всех старались нивелировать. Конкурентоспособность - это новый феномен для нашей практической психологии, и она претит прежней уравнительной философии, оставшейся от социализма.

 

Коучинг-менеджмент.

Коучинг-менеджмент - это целенаправленный процесс профессионального развития потенциала сотрудников, повышающий какличную, так и командную производительность труда. В работе с менеджерами мы применяем следующие модели коуч-сессий:
1.1. Индивидуальный коучинг: "Развитие управленческой компетентности" - включает личностный коучинг с переносом целей и задач в профессиональную деятельность. Цикл персональных коуч-сессий, направлен на развитие управленческих навыков менеджера на основе индивидуального "Плана личностно-пофессионального развития".
     
Подготовительный этап. "Найди самое слабое звено". Сначала коуч совместно с менеджером прорабатывает его ЛДП. Это позволяет определить самый "главный рычаг, за который нужно тянуть". Данный момент считается очень важным, поскольку он позволяет заняться самым слабым звеном, а не всем подряд, следуя многочисленным советам классической психологии. После накопления менеджером базовых знаний устройства собственной психики и навыка управления собой переходим к основному этапу.
     
Основной этап. "Я сам!". Менеджера настраивают на то, что теперь он должен работать "я сам". Коучбудет только "освещать ему фонарем" тот путь, который онивместе отыскивают, а делать выводы и принимать решенияменеджер будет самостоятельно. Для этого коуч постепенно развивает в менеджере внутренний локус контроля, готовя его к тому, чтобы тот взял на себя всю ответственность за свою работу (собственную жизнь): "Все, что ты в своей жизни делаешь, ты делаешь для себя!" (теория альтруистического эгоизма Ганса Селье). Для себя же человек делает все с огромным желанием (самомотивацией). Длительность занятий: 4-е сессии с интервалом 1 неделя.
1.2.Командный коучинг: "Team-building" - применяется при решении бизнес-задач "под ключ" совместно с членами управляющей команды. Происходит групповое обучение управляющей команды постановке и решению профессиональных задач в стиле коучинга. За исходный постулат берется принцип, что высшими экспертами на данном предприятии являются не консультанты, а сами менеджеры данного предприятия. И только они способны разработать адекватный бизнес-план своего развития. Выявить референтность эскпертных заключений помогает коучу знание психотипов членов команды и их неформальные роли в команде (по Р. Мередит Белбину). Задача коуча состоит в том, чтобы сначала обобщить "коллективный разум" команды, после чего в совместной работе систематизировать полученные знания и на основе этого составить план реализации выработанного проекта. Таким образом, появится проект, который будет по плечу команде, поскольку он создавался всеми его участниками. Задача коуча - встроить в проект слегка завышенные цели ("цель на цыпочках"), сделать определенный вызов команде, который должен создать спортивный азарт.
  
Под руководителя "затачивается" управляющая команда с целью, чтобы менеджеры при посещении начальник руководствовались незримой табличкой на дверях кабинета: "Входить не с проблемами, а с вариантами решений!".Особая эффективность от применения коуч-менеджмента наступает, когда члены командыуже прошли всевозможные тренинги и на предприятии проводились различные реинжиниринговые мероприятия. В данном случае коучинг помогает раскрытию потенциала знаний и умений каждого из членов команды и на основе синергетического эффекта команда может справляться с задачами более сложного порядка, чем ранее. Как правило,коуч приступает к работе с командой после выработанных на первой коуч-сессии конкретных бизнес-целей.Длительность занятий: от 2 до 6 мес.
1.3. VIP-коучинг: "Актуализация бизнес-проблем" - описание типовых бизнес-проблем, присущих психотипу, к которому относитсяруководитель. Выявление персональных особенностей (проблем) ведения бизнеса и способы их решения. Для первых лиц предприятия. Длительность занятий: одна коуч-сессия.

 

МеждународныйстандарткадровогоменеджментаАРТ
(AssociationforPsychologicalType).

    В своей работе мы опираемся на теорию психотипов К.Г.Юнга, адаптированную к практике его последователями Майерс-Бриггс, Д.Кейрси, А.Аугустинавичуте и др.Психотип человека связан с доминантностью полушарий головного мозга, которые определяют целый ряд психологических противопоставлений, как художественно-образное и абстрактно-логическое мышление, гибкость и ригидность, экстраверсия и интроверсия, сенсорика и интуиция и т.д. Различная степень выраженности этих психических свойств формирует склонность разных людей к преимущественной опоре на так называемое левополушарное и правополушарное мышление с характерными для них способностями, эмоционально-личностными характеристиками, особенностями адаптационных процессов, поведения, общения. У каждого человека одна из функций головного мозга является ведущей. Дифференциация функций начинается в раннем детстве. Порой оба полушария головного мозга так развиты, что трудно отдать предпочтение при обозначении доминирующего полушария. И все-таки доминирует только одно полушарие головного мозга, поскольку равно независимое вторжение другого полушарий, другой функции изменит ориентацию, которая, хотя бы отчасти противоречит первой. Непременное условие для сознательной жизнедеятельности- всегда иметь ясные и непротиворечивые цели, поэтому другая функция полушарий головного мозга может иметь только вторичное значение, но учитывается и развивается как вспомогательная, дополнительная. Функции правого и левого полушарий различны, рациональная и иррациональная функции разделены и не могут соединяться, только дополняют друг друга. Менее развитая функция головного мозга называется подчиненной. Любую функцию можно развить, мобилизовать, улучшить, но невозможно сменить приориеты, как ни старайся, доминантное полушарие головного мозга не станет подчиненным.
  
В соответствии с типологиейформула психотипа складывается из четырех базовых функций, которые всесторонне описывают личность. Это способ восприятия информации, ее переработка, принятия решения и взаимодействие с окружающим миром. Каждая функция для организма означает выбор межу двумя разнополярными предпочтениями, несмотря на то, что оба они присущи человеку, но каждый предпочитает пользоваться каким-либо одним свойством своей психики, которое у него более всего развито. Существует восемь предпочтений:

- способ восприятия информации: (S) сенсорный- конкретный
   или (
N) интуитивный - обобщенный);
- способ оценки информации: (Т) логический- беспристрастный
    или(
F)этический - чувствительный;
- способ принятия решения: (J) решающий- однозначный
   или (
P) воспринимающий-гибкий;
- способ взаимодействий с информацией: первичный посыл идет извне
   
(Е) экстравертный или изнутри -  (I) интровертный.

 

Нами разработана концепция бизнес-карт психотипов, которая отражена в таблице:

 

Базовые понятия коучинга.

-Мета-модель - система вопросов, позволяющая отделить форму высказывания от содержания, и тем самым узнать истинные проблемы или цели человека. Это основной "инструментарий" работы с человеком. Если цель конкретна, то конкретен и результат!
- Модель конечного результата - ясно осознаваемый и представляемый в ощущениях результат избираемой цели, описанныйв категориях личностного опыта.
- Ресурс личности - энергетический потенциал, появляющийся за счетпреобразования количества имеющейся своей внутренней энергии (адаптационной энергии по Г.Селье) в новое качественное состояние, позволяющее человеку достичь гораздо больших результатов, чем прежде.
- Оптимальное поведение личности - любой человек совершает действия, исходя из принципа "не навреди себе" и любой его поступок является оптимальной моделью поведения, т.к. опирается на всю сумму имеющихся у него знаний и навыков.
- Убеждения - наши убеждения определяют смысл жизни, осознанность которого "автоматически включает" самомотивацию, основанную на базовых инстинктах.
  
Инстинкты потому и сильны, что не требуют волевых усилий. При их проявлении мотивации (желания)всегда присутствуют в избытке и тогда все делается легко, автоматически, поскольку действиями руководит инстинкт.
- Персональный тайм-менеджмент - каждый человек должен знать психофизиологические особенности своего организма, на основе чего вырабатывается персональный "инструментарий" реализации своих планов на основе принципа "золотой пропорции".
- Транзиция (метод постепенного приближения) - означает, что достижение цели возможно только теми непрекращающимися шагами, которые "позволяют твои ноги". Ширина этого шага определяется эмпирически.
- Удержание цели - механизм "автоматической системы наведения на цель", основанный на рефлексе цели.
-Провокации - особенности психики человека, снижающие продуктивность его деятельности. Успех можно отобразить в виде дроби, где в числителе стоит задача, а в знаменателе провокации. Идеальной можно считать ситуацию, когда нет провокаций, которые забирают на себя энергетику и тем самым превращают задачу в неразрешимую проблему. Провокации чаще всего состоят из наших сомнений, излишних переживаний и нерешительности (F, P).
-Личностная Конституция - вырабатывается человеком в течение всей жизни, это всего лишь несколько жизненно важных принципов (число Миллера = 7-+2), которые он смог бы оставитьсвоим детям как завещание. Например, вот как это отражается в древней даосской мудрости (Дао дэ цзин): сердце человека должно следовать внутренним побуждениям;в отношениях с людьми следует быть дружелюбным;в словах надо быть искренним;в управлении последовательным;в делахисходить из возможностей;в действиях надо учитывать время.


 

Приложения:
                    Содержание "Личностно-делового паспорта" (на 35стр.)

1.Характеристика вашего психотипа: сильные ислабые стороны; чего от него нельзя требоватьи ожидать. Индивидуальные особенности личности.
2.Профессиограмма. Какая работа в большей степени подходит вам. Бизнес-карта психотипа.
3.Административно-управленческая характеристика: с
клонность к решению тактических или стратегических задач; способ установления делового контакта; система организации взаимодействия с людьми; отношение к конфликтной ситуации и компромиссу; способ достижения крупных производственных результатов; согласованность с общепринятыми и профессиональными нормами; мотивы и цель; отношение к закону.
4.Роль психотипа в команде (team-building). Что требуется вашему психотипу для созданияоптимальных условий работы.
5. Психотип в детстве.
6.Рекомендации по составлению индивидуального "Плана личностно-профессионального разития".

 

Издательский проект: "Coaching: Тренинг жизненного успеха" .

Начиная сэтого года крупнейшее российское издательство"У-фактория" открывает федеральный многолетний проект по изданию сериикниг отечественных и зарубежных авторов: "Coaching: Тренинг жизненного успеха". Вышла в свет первая книга: А.Сорокоумов. Стратегии успеха в эпоху перемен: Коучинг игроков в бизнесе. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 528с., тир. 10 тыс.экз.
Руководитель проекта - Карнаух И.

 

Карнаух И.
Руководитель "Психологической
коучинг-мастерской ИВАНА КАРНАУХА".
www.karnauh.ru